6.1. Общие сведения.
Ленточный конвейер является наиболее распространенным механизмом непрерывного транспорта для перемещения сыпучих и штучных грузов (материалов).
В ленточных конвейерах лента одновременно выполняет функции несущего и тягового органа.
В конструкцию ленточного конвейера входят:
1) приводной барабан;
2) редуктор;
3) электродвигатель;
4) отводной барабан;
5) подвижные опорные ролики;
6) лента конвейера;
7) натяжной барабан;
8) натяжное устройство;
9) станция управления приводным двигателем.
Приводной барабан вместе с редуктором и электродвигателем образует приводную станцию.
Современные ЛК (ленточные конвейеры), работающие на открытых разработках полезных ископаемых обеспечивают производительность до 20000 т/час при скорости перемещения ленты примерно 6 м/сек. Суммарная мощность приводных станций достигает 3 - 4 мВт.
6.2. Особенности работы электропривода транспорта.
Лента с грузом, как правило движется в одном направлении с постоянной скоростью. Режим работы длительный диапазон регулирования скорости не более 2: 1. Транспортеры сооружают на открытом воздухе, в метах с повышенной запыленностью, с влажной либо агрессивной средой, в условиях резкого колебания температур.
|
|
Главная особенность в работе электропривода ленточного конвейера – это повышенный момент Мс при страгивании с места, особенно при страгивании груженого ЛК.
Непрерывность работы, с одной стороны является фактором, обеспечивающим высокую производительность механизма, а с другой требует простоты и высокой надежности как механической так и электрической части транспортера.
Наличие фрикционной связи между ЭД и грузонесущим органом требует от ЭД плавного пуска и торможения. В ЛК значительной протяженности ускорение ограничено до 0,2 – 0,3 м/сек2 (лента играет волной при пусковых рывках, пружинит и может разрушиться). С этим явлением борются установкой нескольких ЭД вдоль трассы.
Применение много двигательного привода одновременно с улучшением динамики системы позволяет существенно уменьшить массу тянущего элемента и увеличить энергетические показатели, особенно для случаев работы ЛК с переменной нагрузкой.
При ограниченной величине ускорения необходимо сохранять движущий момент М в период пуска постоянным. В установках мощность 1000 квт и более предпочтительнее 2 – 3-х приводные системы привода.
В ЛК наиболее применимы АД с к.з. или фазным ротором. В АД с к.з. ротором регулирование скорости осуществляют изменением i редуктора, или применением многоскоростных АД.
Время пуска ЛК может достигать нескольких минут. Плавный пуск АД с фаз. Ротором достигают включением пусковых сопротивлений в цепь ротора (10 – 20 ступеней).
|
|
Для ограничения ускорения в АД с к.з. ротором включают сопротивление в цепь статора (как правило индуктивность). На рис. 6.1 приведена зависимость времени разгона ЛК от его длины.
Рис. 6.1.
6.3. Основной расчет.
Расчет электропривода ЛК начинают с изучения исходных данных и выбора кинематической схемы приводной станции и всего конвейера. Вычерчивается диаграмма натяжения тягового органа. А после определения сил действующих на тяговый орган рассчитывается и мощность электропривода, т.к. производительность и скорость движения задается в исходных данных. Затем выбранный двигатель проверяют по условиям перегрузки и по пусковому моменту ρ.
Пусть дан конвейер, изображенный на рис. 6.1,а.
Рис. 6.2.(а,б)
Диаграмма натяжения рабочего органа изображена на рис. 6.2,б.
Если производительность ЛК П кг/час, а скорость Vм/сек, то удельная масса полезного груза будет .
Тяговое усилие находят из эпюры сил, действующих в и=тяговом элементе. Эту эпюру строят вдоль развернутой трассы ЛК с учетом увеличения сил трения на участках с перегибами и действующих активных сил на подъемах и спусках трассы.
Сила сопротивления на горизонтальном участке равна
(6.1.)
тГР, т0 – удельная масса груза и тянущего элемента;
ℓ - длина участка, м;
k – коэффициент трения.
Сила сопротивления на наклонном участке равна:
(6.2.)
α – угол наклона трассы.
Результирующее усилие, которое должен преодолеть приводной ЭД равен:
FН = FГОР + FНАКЛ.
Зная предварительное натяжение Fщ и усилие на набегающем участке тягового органа, получим полезный момент на валу ЭД:
D – диаметр барабана приводной станции, (м);
I – передаточное число редуктора;
п – число приводных станций.
Статический момент сопротивления на валу ЭД с учетом потерь в редукторе и подшипниках приводного барабана:
(6.3)
Мощность приводной станции при статической нагрузке:
(6.4)
к3 – коэффициент запаса 1,1 – 1,3.
Из каталога определяем номинальную мощность, близкую к статической.
При переменном графике нагрузки выбранный ЭД должен развивать момент, достаточный для преодоления максимально возможного момента нагрузки
тg – коэффициент допустимой перегрузки ЭД
Для АД
Для ЭД постоянного тока тg= (2 – 5)Imax/Iном
Для АД с к.з. ротором необходима проверка по пусковому моменту:
МП ЭД > МС.П.
МП ЭД – пусковой момент ЭД;
МС.П – момент сопротивления при пуске ленточного конвейера.
МС.П = МСТ + МДИН
Силы трения возникают в подшипниках вращающихся элементов, в местах контакта роликов и катков с опорой, в тяговом элементе при его изгибах и вследствие значительной протяженности конвейера и большого количества движущихся масс составляют значительную часть суммарной статической нагрузки, а для горизонтальных конвейеров определяют всю статическую нагрузку электропривода.
Поэтому расчет сил трения при проектировании конвейеров следует выполнять весьма тщательно, т.к. именно эти силы определяют необходимую мощность и количество приводных ЭД.
Коэффициент трения к из формул (6.1), (6.2) довольно сложная величина. Обозначим ее Сп.
(6.5)
Сп – результирующая коэффициента сопротивления движению на линейном участке;
кп = 1,1 – 1,3 - коэффициент учитывающий неточности в расчетах сил трения;
μ – коэффициент трения в подшипниках;
f – коэффициент трения качения роликов и катков;
D – диаметр ролика катка;
d – диаметр вала подшипника в роликах и катках.
Увеличения усилия на изгибе тягового элемента:
(6.6)
ξТН.Б. – сила от изгиба тягового элемента, пропорциональная натяжению в набегающей точке ТН,Б,;
- сила трения в подшипниках блоков или роликов, пропорциональная равнодействующей сил N на данном участке конвейера.
|
|