Содержание финансового плана
Цели, задачи и функции финансового планирования
Методика разработки финансового плана
Содержание финансового плана
Цели, задачи и функции финансового планирования
Планирование финансов
Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств.
Финансовое планирование охватывает широкий спектр отношений:
- между предприятием и его контрагентами в процессе реализации продукции;
- между собственниками предприятия, трудовыми коллективами и отдельными работниками при оплате труда;
- между предприятием и государственным бюджетом;
- между предприятием и коммерческими банками;
- между предприятием и страховыми компаниями.
Основная цель финансового плана – сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.
В процессе финансового планирования решаются следующие задачи:
|
|
- определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления, долгосрочные пассивы и др.);
- принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;
- определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются пропорции распределения ресурсов по различным направлениям;
- уточняется целесообразность и экономическая эффективность использования инвестиций.
Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса.
Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов:
- доходы и поступления средств;
- расходы и отчисления средств;
- платежи в бюджет;
- ассигнования из бюджета.
Финансовый план составляется на основе следующих данных:
- данные бухгалтерского баланса;
- показатели плана производства и реализации продукции;
- смета затрат на производство;
- смета затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы;
- данные об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений;
- сведения о движении основных фондов и оборотных средств;
- нормы амортизационных отчислений;
- ставки платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды и др.
Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы;
1.Анализ финансового положения предприятия;
2. планирование доходов и поступлений.
3. планирование расходов и отчислений.
4. проверка финансового плана (баланс доходов и расходов).
|
|
1.Анализ финансового положения предприятия;
В процессе анализа финансового положения исследуются:
- наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения;
- состояние, структура и динамика изменения дебиторской задолженности;
- эффективность использования средств.
Начинается финансовый анализ с анализа активов предприятия.
Внеоборотные активы:
- нематериальные активы
- основные средства
- незавершенное строительство
- долгосрочные финансовые вложения.
Оборотные активы:
- запасы
- дебиторская задолженность
- краткосрочные финансовые вложения
- денежные средства
Затем необходимо проанализировать пассивы предприятия:
- капитал и резервы
- долгосрочные и краткосрочные обязательства
В процессе анализа пассивов должна быть дана оценка собственных и заемных источников средств предприятия.
Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задолженности.
В заключении данного этапа проводится оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.
2.Планирование доходов и поступлений
Планирование доходов и поступлений осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период.
Источниками доходов и поступлений являются:
- прибыль от производственно-хозяйственной деятельности;
- амортизационные отчисления;
- долгосрочные банковские кредиты и др.
3.Планирование расходов и отчислений
В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов:
- отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели
- свободная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия и др.
В данном разделе финансового плана отражаются только те расходы предприятия, которые связаны с расширением и развитием производства, удовлетворением социально-культурных и бытовых потребностей коллектива.
Фонд накопления предназначен для:
-финансирования капитальных вложений;
- прироста собственных оборотных средств
- уплаты процентов по долгосрочным кредитам
Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов:
- вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год
- культурно-бытовое обслуживание работников предприятия
- строительство и капитальный ремонт жилых домов и т.д.
Резервный фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска.
4.Проверка финансового плана
Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить источники финансирования и распределить доходы по направлениям. Балан доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов в первую очередь направляются собственные средства. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами.
После составления финансового плана рассчитываются следующие проверочные показатели:
- превышение доходов над расходами
- превышение расходов над доходами
- превышение платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета
- превышение ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
Критерием правильности составления финансового плана является соблюдение следующих соотношений:
Величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.