ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для контроля
1. Реализация стратегии предусматривает:
А) активизацию менеджеров всех уровней;
Б) выделение средств на реализацию стратегии;
В) введение передового опыта и достижений науки в процессе реализации стратегии;
Г) стимулирование выполнения стратегического замысла;
Д) формирование корпоративной культуры;
Е) периодическую отчетность о выполнении стратегии.
Ответ: «А», «В», «Г»
2. Главной целью стратегического анализа внешней среды организации является:
А) информация, которую надо учитывать при формулировании миссии организации;
Б) информация об угрозах, которую надо учитывать при разработке конкретной стратегии организации;
В) изучение специфики товара конкурента.
Ответ: «В»
3. Факторы, определяющие конкурентную силу поставщика организации – это:
А) уровень специализации поставщика;
Б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
В) темпы инфляции и нормы налогообложения.
Ответ: «Б»
4.В чем сущность SWOT-анализа?
5.Какими конкурентными преимуществами и недостатками обладает российская экономика?
6.Диагностика предприятия – это:
А) анализ финансовых и производственных показателей;
Б) количественная и качественная оценка предприятия по отношению к внешней среде, а так же анализ организационных, финансовых, производственных, управленческих, кадровых аспектов деятельности;
В) анализ места предприятия в конкурентной среде.
Ответ: «Б»
7.Оценка бизнеса и компании – это:
А) оценка эффективности деятельности предприятия;
Б) оценка эффективности управленческой деятельности на предприятии;
В) оценка рыночной стоимости компании и бизнеса.
Ответ: «В»
8.Ситуационный анализ – это:
А) анализ ситуации, сложившейся внутри организации;
Б) анализ влияющих факторов и места предприятия в окружающем бизнес – пространстве;
В) анализ деятельности, проводимый в зависимости от сложившейся ситуации.
Ответ: «Б»
9.Анализ сегментов рынка – это:
А) анализ разбиения рынка сбыта по видам продукции;
Б) анализ потребительского рынка, обслуживаемого предприятием;
В) анализ конкурирующей продукции на рынке.
Ответ: «А»
10.Сегментация стратегических зон хозяйствования – это:
А) выбор перспективных рынков для организации;
Б) деление сферы деятельности организации на крупные блоки, соответствующие отдельным, важным и прибыльным для организации направлениям;
В) разделение рынков сбыта продукции для предприятия.
Ответ: «Б»
ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛИ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
Цели внешнего анализа. Основное назначение анализа внешней среды — выявить и уяснить возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в будущем, с тем чтобы правильно определить стратегию и общую политику предприятия.
Ш Внешний анализ является частью SWOT-анализа. SWOT — это аббревиатура четырех английских слов: S — Strengths — сильные стороны, W — Weaknesses (слабые стороны), О — Opportunities (возможности), Т — Threats (угрозы).
Под возможностями понимаются положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли. Такими возможностями для предприятия являются, например, рост доходов населения и предприятий, ослабление позиций конкурентов и т. д.
Угрозы — это отрицательные тенденции и явления, которые способны при отсутствии соответствующей реакции предприятия ослабить его конкурентный статус. К числу угроз можно отнести снижение покупательной способности населения, неблагоприятные демографические изменения, ужесточение государственного регулирования.
Внешний анализ направлен на выявление реальных возможностей и угроз, связанных с изменением внешней среды предприятия.
Факторы внешней среды. Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию.
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
• отдаленного воздействия, представляющих макросферу;
• непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы.
Совокупность всех факторов внешней среды предприятия представлена на рис. 8.
