double arrow

Основные понятия и сущность управления организацией


В современной литературе по менеджменту встречаются различные определения понятия управления.

В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем».[7]

Анри Файоль сформулировал иначе: «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать».[8]

Часто в литературе можно встретить следующее определение: «Управление – это целенаправленное воздействие со стороны управляющего субъекта на людей или экономические объекты, с целью организовать их действия для получения определенных результатов». Автор считает наиболее адекватным: «Управление – процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме».[9]

В англо-русском словаре существуют слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление). Т.е. термины «управление» и «менеджмент» по своей сути идентичны, когда речь заходит об управлении людьми. Сам по себе термин «менеджмент» имеет несколько значений:




1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.



5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.



Все рассмотренные понимания термина «менеджмент» (а их число можно значительно увеличить) отнюдь не противоречат друг другу. Наоборот, они тесно связаны между собой и раскрывают разные стороны обсуждаемого понятия.[10]

Менеджмент, хотя ему и отводится вполне определенная роль в организации, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности. Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения, стоящих перед ней задач.

Однако при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно четко определить субъектов управленческой деятельности – менеджеров, а также достаточно четко установить границы той деятельности, которая составляет содержание менеджмента.

Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целевых показателей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п.[11]

Во многих определениях подчеркивается, что управление – это особый вид деятельности, специфическая функция, отличная от тех, которые выполняют другие члены организации. Управление как функция реализуется через выполнение особых управленческих действий – функций управления. Рассмотрение управления с такой позиции связано с разработкой вопросов, таких как, состав и содержание всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в процессе управления.[12]

Содержание, а также набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функций внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.

Управление нередко ассоциируется с его аппаратом (менеджментом), который является составной частью любой организации. Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на степени централизации и децентрализации в распределении функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Основной обязанностью аппарата управления является обеспечение эффективного использования и координации всех ресурсов организации (знаний, капитала, технических систем, материалов, труда, информации) для достижения поставленных целей.[13]

Несмотря на все разнообразие управленческой деятельности, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие в общем-то однородных видов деятельности, вследствие чего все виды управленческой деятельности были им сгруппированы в основные функции управления[14]:

1) прогнозирование, т.е. оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений.

2) планирование, заключающееся в установлении целевых показателей и выработке плана действий по их достижению;

3) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними;

4) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач;

5) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.

В самом общем виде управление предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которыхв этом взаимодействии находится в позиции субъектауправления,а второй – в позиции объектауправления[15].

Данное взаимодействиехарактеризуется следующими моментами:

• субъект управления направляет объекту управления импульсывоздействия, которые содержат в себе в явном или косвенном виде информациюотносительно того, как должен функционировать в дальнейшемобъект управления (регламентируются те аспекты функционированияобъекта управления, которые входят в сферу управленческоговоздействия субъекта управления). Данные импульсы можно именоватьуправленческими командами;

• объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Об управленческом взаимодействии можно говорить как о реально существующем только в том случае, если объект управления выполняет команды субъекта управления. Соответственно, только тогда можно говорить о том, что осуществляется управление.

Характер воздействия субъекта управления на объект определяется применяемыми методами и механизмами управления.

Метод управления[16] – это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект.

Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, несмотря на их специфику, связаны с выполнением общих функций, составляющих содержание процесса управления – планирование, организация, координация, контроль и мотивация.[17]

По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные, экономические, социально-психологические и др.

Так, организационно-административные методы основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы государственными органами, в том числе непосредственно на силовые структуры. Внутри организации взаимоотношения менеджеров и их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экономические методы воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.

Социально-психологические методы управления опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях общества.

Под «механизмом управления» понимают совокупность тех или иных методов управления, являющимися составными частями системы управления.[18]

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией, и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.[19]

Система управления является формой реального воплощения управленческих взаимосвязей. Она выступает как бы в виде реально существующей субстанции, посредством которой управление приобретает конкретное содержание и конкретное проявление, а функция управления – практическую реализацию. В реальной действительности управленческая деятельность – это функционирование системы управления.

На всем протяжении более чем вековой истории науки управления возникали различные теории, содержащие законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Различные взгляды на природу и сущность управления излагали в своих работах основатели школ менеджмента Ф.У. Тейлор, А. Файоль и др.

В России – тогда Советской – идеи научного управления в условиях становления нового общественно-социалистического строя принципы хозяйствования развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский и многие другие ученые и практики.[20]

Большой вклад в развитие менеджмента внес американский инженер и промышленник Генри Форд (1863-1947). Он построил систему организации производства, основанную на сверхспециализации рабочих, максимальном дроблении операций технологического процесса и расположении технологического оборудования и рабочих мест в строгом соответствии с последовательностью выполняемых операций. Им введена невиданная ранее форма организации производственного процесса – поточная линия.[21]

Использованная им впервые в 1913 г. в виде ленточного конвейера такая линия оказалась чрезвычайно эффективной для условий массового производства. Она позволила резко сократить цикл изготовления автомобилей, снизить затраты на их производство. Это изобретение настолько пришлось «по вкусу» промышленности, что массовое применение конвейерного метода в значительной мере обеспечило рост производства за прошедшие с момента его внедрения десятилетия.

Во многих источниках литературы отмечается, что теоретиков первой половины 20 века не слишком волновали проблемы деловой среды, конкуренции, сбыта и прочих современных аспектов деятельности. Они придерживались взгляда на мир с позиций «замкнутой системы», на основании чего в тот период сформировалась устоявшаяся система взглядов на управление.

Система взглядов на управление во второй половине 20-ого столетия преобразилась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии, при этом страны-лидеры (по уровню производительности труда) констатировали признаки стремительного перехода к эре информационного (постиндустриального) развития.[22]

Конечно, эта новая парадигма управления сформировалась не сразу, на ее обоснование потребовалось время, но в целом она характеризует современные представления об организациях и об эффективных подходах к построению систем управления.[23]

Для первой половины 20-ого века было характерно стремление к увеличению управленческого контроля за всеми переменными бизнеса, что привело к разработке количественных подходов к принятию управленческих решений. Использование в управлении системного подхода облегчило задачу рассмотрения организаций, как единого целого, состоящего из частей неразрывно связанных с внешней средой. Это усилило значение ситуационного подхода к управлению, согласно которому вся внутренняя среда организация есть ничто иное, как производная от воздействия извне. Т.о., принятие решений в ситуационном подходе напрямую зависит от анализа внешней среды.

Позднее на первый план вышли проблемы успешного позиционирования предприятий на рынке, что привело к развитию теории и методов стратегического планирования, повлекших в свою очередь разработку таких направлений науки, как организационная культура, инновационный менеджмент и лидерство.

Фокусировка современных взглядов на менеджмент сходится на проблемах гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, нередко диктующим стратегию и тактику организаций.[24] Управляя процессами взаимодействия организации с окружающей средой, менеджмент сталкивается с рядом серьезных проблем, порождаемых неопределенностью в состоянии окружающей среды. В связи с этим одной из сложнейших задач, стоящих перед менеджментом, является снижение неопределенности положения организации в окружении. Это достигается путем развития ее адаптивности к внешней среде и установления широких связей с окружением, позволяющих организации органично вписываться в окружающую среду.[25]

Особенным элементом современной парадигмы управления является признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации.[26]

В настоящее время человек воспринимается как ключевой ресурс организации, при этом главное внимание уделяется созданию условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе. На первый план выходят такие аспекты, как организационная культура, демократизация управления, доверие и честность отношений, коммуникации, стиль руководства (Табл. 1.).[27]

Таблица 1

Новые принципы управления

Содержание принципов
1. Лояльность к работающим 2. Ответственность – обязательное условие успешного управления 3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали 4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих 5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах 6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде 7. Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы 8. Непосредственное участие менеджеров в групповой работе – условие достижения согласованности и целостности 9. Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями 10. Этика бизнеса 11. Честное отношение и доверие к людям 12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента 13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем 14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

Современный менеджмент имеет сложную структуру. В целом менеджмент определяется совокупностью составляющих: функциями, основами теории управления, проблемами стратегического менеджмента (в сравнении с оперативным), классификацией организационных структур и механизмов направления.

В современном менеджменте можно выделить конкретные направления – маркетинг, инновационный менеджмент, инвестиционный менеджмент, социально-экологический менеджмент, управление рисками и др. Сегодня при решении задач управления не обойтись без разнообразных инструментов менеджмента – методов принятия управленческих решений, оптимизации, эконометрического анализа данных, сбора и обработки экспертных оценок, моделирования.[28]







Сейчас читают про: