Цели организации

Развитие организаций всегда носит, должно носить целевой характер. Организация обычно рассматривается как средство достижения целей, как группа людей с осознанными общими целями. Разработка и реализация целей представляет собой мощный механизм координирования деятельности людей для достижения желаемого результата, конкретного конечного состояния, которого добивается организация, ее коллектив.

Прежде чем начать любую работу, нужно точно определить цель и конкретные задачи. Это обусловлено тем, что

а) цель является организующим началом, толчком для работы, побудительным мотивом объединения людей для совместных действий;

б) характер цели до мелочей определяет все особенности работы, поэтому важно избегать неясности и неопределенности цели или неточности и смутности конкретных задач;

в) служащие, должностные лица должны уметь выделить основную цель и подчинить ей второстепенные;

г) задачи и цели могут изменяться в процессе работы в зависимости от обстановки, времени и других условий;

д) цели и задачи должны быть ясны и понятны всем участникам совместной работы, что обеспечивает успешную их реализацию.

В современных условиях цели управления становятся более сложными, многообразными и взаимосвязанными. Их можно классифицировать по различным признакам:

а) с точки зрения содержания - экономические, политические, идеологические, научно-технические; такое деление весьма условно - оно подчеркивает лишь преобладающую направленность той или иной группы целей;

б) по уровням управления - от центральных, региональных, хозяйственных организаций до отделов, управлений и отдельных работников;

в) по временному аспекту - краткосрочные, тактические цели в известном смысле являются средством реализации долгосрочных, стратегических.

Цели и задачи взаимосвязаны, зависимы, взаимно обуславливают друг друга по уровням управления, по времени и своей направленности.

Необходимо учитывать не только разнообразие, но и единство целей, которым присущи такие качества, как соподчиненность, развертываемость и соотносительная важность. Это позволяет ранжировать их, устанавливать приоритет, выделять наиболее важные.

Соподчиненность целей положена в основу особого метода их упорядочения, который получил название «дерева целей». Посредством этого метода описывается их иерархия, выражающая соподчинение и внутренние взаимосвязи. «Дерево целей» может быть построено для любого уровня и блока управления: разумеется, структура и содержание целей при этом будут различаться.

При формировании и функционировании системы управленческих органов, так же как и при рассмотрении любой управленческой проблемы, необходимо постоянно иметь в виду цели организации, не допускать отрыва структуры и методов управления от тех задач, которые предстоит решить.

При проектировании целей организации важно учитывать, устанавливать и проводить согласование

· целей организации и общества;

· целей и задач подразделений, отдельных участников с целями организации в целом;

· по горизонтали и вертикали;

· с интересами всех, кто имеет отношение к организации (власть, профсоюзы, владельцы, инвесторы и т.д.);

· с доминирующей коалицией, доминирующими интересами;

· с индивидуальными ценностями.

Цели и задачи подразделений, служб, отдельных участников совместной работы прежде всего должны быть четко увязаны с целями организации в целом, являться их составной частью и выступать в качестве средств их достижения.

Весьма важным является определение веса целей и задач, их ранжирование, которое предусматривает следующий алгоритм:

1) установление постоянного наблюдения за всеми тенденциями во внешней среде: рыночными, техническими, экономическими, социальными, политическими;

2) доведение результатов анализа данных тенденций, оценки срочности решений по ним высшему руководству организации;

3) определение «веса» задач и деление их на категории:

а) самые срочные и важные задачи, требующие немедленного рассмотрения;

б) важные задачи средней срочности;

в) важные, но не срочные задачи, требующие постоянного контроля;

г) задачи, представляющие собой ложную тревогу и не заслуживающие рассмотрения;

4) передача срочных дел для изучения и принятия решений;

5) контроль принятия решений высшим руководством с точки зрения стратегических и тактических последствий;

6) непрерывный пересмотр и обновление проблем, их приоритетности и важности.

Цели организации - это:

· одна из важнейших ценностных предпосылок, которая лежит в основе управления организаций;

· выживаемость организаций и длительность ее существования;

· отражение интересов как членов организации, так и ее партнеров;

· основа для определения структуры организации и механизма управления;

· идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь;

· умозрительное построение, субъективная конструкция, зависящая от уровня знаний и навыков руководства.

Среди основных требований, предъявляемых к целям, можно выделить следующие:

· реалистичность и достижимость;

· совместимость всех ветвей "дерева целей" организации;

· понятность, конкретность и однозначность для восприятия исполнителями;

· возможность проверки достижения и корректировки;

· обладание мотивирующей силой;

· направленность на стратегию, внешнюю среду;

· гибкость и адаптивность, приспособляемость к меняющимся условиям.

Содержание целей носит двойственный характер - объективную и субъективную характеристику; важное значение приобретает подчинение содержания цели действию объективных законов развития.

Наиболее общими целями и задачами любой организации в условиях реформ являются:

* укрепление организаций на деле, ускорение их развития по прогрессивному пути; выход их на передовые рубежи в отрасли, стране, мире;

* обеспечение благосостояния, всестороннего развития членов организации;

* раскрепощение, развитие и эффективное использование созидательной деятельности человека;

* создание в коллективе организации хорошего морально - психологического климата;

* глубокое обновление всех сторон управления, придание ему наиболее совершенных форм, создание целостной, эффективной, гибкой системы управления организаций;

* более глубокое и полное согласование в системе интересов и действий участников совместного труда;

* коренное повышение качества выпускаемой продукции, предоставляемых услуг, выполняемых работ;

* эффективное использование всех вовлекаемых в процесс ресурсов, интенсификация социального и экономического развития.

Цели и задачи организации

* обеспечивают основу для конструирования организации;

* помогают организации приспосабливаться к окружению, внешней среде;

* согласовывают, регулируют поведение участников совместного труда;

* определяют существование, законность организации, как для своих сотрудников, так и для окружения;

* способствуют уменьшению риска, неопределенности в развитии организации;

* это желательные ориентиры будущих достижений, замысел, план, устремление на отдельную перспективу;

* являются стандартом для оценки деятельности сотрудников, подразделений, организации в целом.

Выработка цели – это первый этап. Но этим не исчерпывается целевой подход. Органическое соединение постановки задачи и работы по ее решению, то есть практических действий, есть суть целевого подхода.

Развитие организации и управления ею по целям как процесс состоит из четырех этапов:

1) выработка четких, кратких формулировок целей;

2) разработка реалистичных планов их достижения;

3) систематический контроль, измерение и оценка их результатов;

4) корректирующие меры для достижения запланированных результатов.

Планирование действий по достижению целей позволяет

а) оценить возможность их практического достижения;

б) выявить непредвиденные ситуации, зоны потенциальных проблем и неожиданных последствий;

в) облегчить поиск более эффективных путей достижения целей;

г) определить формы рабочих взаимоотношений и поддержки;

д) обеспечить основы для оценки затрат и разработки бюджетов и ресурсов;

е) провести сравнение сегодняшних результатов с прошлыми или результатами других групп;

ж) исключить ненужные повторы процесса.

Причинами неудач управления по целям могут быть следующие:

а) отсутствие заинтересованности и поддержки руководства;

б) искажение концепции; слабая интеграция с другими системами;

г) отсутствие индивидуальной мотивации;

д) ужесточение дефицита времени;

е) отсутствие соответствующей квалификации.

Нельзя подстраивать организацию под способности конкретных людей, надо создавать ее как инструмент для достижения четко обозначенных целей и подбирать людей, способных обеспечить достижение этих целей.

В целях оптимизации организационных связей целесообразно:

а) укрупнять цели и задачи, разукрупнять и специализировать функции, выполненные системой и подсистемами;

б) перераспределять функции между отдельными уровнями управления и работниками по мере все более обоснованного разграничения полномочий и ответственности между ними;

в) уменьшать объем работ по управлению подразделениями посредством сокращения количества объектов управления и выполненных функций.

Типичными недостатками, опасностями целевой картины организации являются:

* «смещение, конфликт целей», нарушение сбалансированности, когда одни цели вытесняют другие (стратегические и оперативные, внутренние и внешние, значимые и менее значимые);

* подмена цели средствами, когда регламент, нормы, правила и т.п. превращаются в самоцель;

* монополия "верхушки", дискриминация с ее стороны каких – либо идей, монополизация выработки и принятия решений;

* игнорирование социальной ответственности организации, ее ценностей.

На первый взгляд, формирование и достижение целей организации - это простое дело. Мы привыкли считать, что:

* организация - это объединение людей, стремящихся достичь определенной цели;

* цель служит мотивом создания любой организации и стержнем ее дальнейшего развития;

* главной целью всех коммерческих организаций независимо от их типа является извлечение прибыли;

* общность цели позволяет надеяться на то, что разрозненные усилия будут сконцентрированы и станут более эффективны.

На самом деле механизмы деятельности организаций, формирования их целевой картины являются весьма тонкими и сложными. Это связано со следующими факторами:

* уязвимостью организации по отношению к внешней среде, окружению;

* функционированием равноправных, но разных участников организации;

* целостностью целевой картины, целей различных участников организационной деятельности;

* большими горизонтами интерпретаций, выбора способов действия без готовых решений;

* сложностью самой организации, ее внутренней и внешней сферы;

* отсутствием соответствующей квалификации и мотивации труда;

* ужесточением дефицита времени и динамизма всех процессов.

В управлении организацией при обосновании и формулировке целей надо уметь выделять главное среди множества экономических, социальных и организационных задач. Все искусство управления состоит в том, чтобы своевременно учесть и знать, где сосредоточить свои главные силы и внимание. Не решив главные задачи, невозможно или довольно трудно решить последующие.

Так, например, ряд организаций, несмотря на кризисный период, сосредоточили свои главные усилия на техническом перевооружении производства. Благодаря выделению этого главного звена удается:

· успешно решать задачи комплексного развития предприятий;

· координировать действия различных учреждений, организаций и предприятий, творческие усилия и инициативу рабочих, специалистов и ученых в проведении реконструкции и технического перевооружения;

· успешно выполнять программы повышения производительности труда и качества продукции; улучшать управление производством, укреплять и развивать самоуправление;

· изыскивать дополнительные резервы повышения эффективности производства, внедрения научно-технических достижений, автоматизации и комплексной механизации производственных процессов;

· улучшать научную организацию и условия труда, социального развития трудовых коллективов.

Таким образом, при выделении главного звена органам управления и руководителям организаций важно:

· уметь отделять первоочередные задачи от второстепенных, освобождаться от бремени "мелочных мелочей" и держать под контролем те дела, от которых зависит ход и успех всей работы;

· своевременно решать те неглавные вопросы, которые оказывают большое влияние на ход выполнения основных задач;

· постоянно следить за динамикой всего комплекса проблем с тем, чтобы вовремя заметить изменения в их соотношениях;

· при решении главных задач устанавливать конкретные сроки, персональные права, обязанности и ответственность за их осуществление, вести эффективный контроль исполнения.

Безусловно, нельзя упрощенно понимать выделение в тот или иной период главных звеньев в цепи решаемых задач. Данный подход совершенно не означает, что какие-то вопросы забыты или не решаются вовсе. Наоборот, сосредоточение внимания и усилий на главной проблеме помогает более успешно решать весь комплекс вопросов.

Плановая стратегия

Понятие «стратегия» стало часто употребляться в 50-е годы. Долгое время суть этого термина не понимали, хотя в реальной жизни за успехами любой организации всегда стояла оригинальная стратегия. Словари определяли это слово только применительно к армии, как «науку и искусство развертывания войск для боя».

В настоящее время невозможно эффективное, устойчивое развитие организации без стратегии развития, стратегического управления. Это вызвано следующими обстоятельствами:

· усиливающейся динамикой социального и экономического развития;

· быстрым развитием международного разделения труда, внешнеэкономических связей;

· ускорением научно-технического прогресса;

· повышением роли человеческого фактора в развитии организаций;

· возникновением новых методологий предвидения и моделирования тенденций развития;

· усиливающейся остротой конкуренции, подвижностью внешнего окружения.

Разработка и реализация стратегии дает определенные преимущества организации, а именно:

· ориентирует организацию на устойчивое развитие;

· способствует последовательности действий при разработке управленческих решений и повышению их эффективности;

· рождает у персонала чувство уверенности;

· помогает более рациональному использованию ресурсов, особенно времени;

· в долгосрочной перспективе позволяет выжить в острой конкурентной борьбе;

· способствует адаптации организации в быстро меняющемся окружающем мире;

· формирует менеджеров с новыми качествами;

· ускоряет все процессы в организации, использование научно-технических достижений.

Стратегия организации - это собирательное, многоплановое понятие. Оно включает в себя

· исследование будущего, анализ сценариев, проектов, планов;

· комплексный план, предназначенный для осуществления миссии организации и достижения ее целей;

· систему методов и способов управленческой деятельности, всеобъемлющего контроля;

· рамки для инноваций, общую осмысленность действий.

Выработка и реализация стратегии помогает

выбрать направление роста;

направить усилия коллектива организации в нужное русло.

Таким образом, в процессе разработки стратегии решаются три группы взаимосвязанных вопросов:

· целей, на достижение которых ориентируется развитие организации;

· средств, с помощью которых намечается достичь поставленных целей;

· механизма, позволяющего практически осуществить выработанный курс.

Стратегия организации и стратегическое управление имеют определенный алгоритм и требуют ответа на ряд вопросов:

· что надо делать (концептуальный аспект);

· как делать (технологический аспект);

· какие ресурсы использовать (ресурсный аспект);

· делать в какие сроки и в какой последовательности (временной аспект);

· кто будет делать (кадровый аспект);

· какой должна быть организационная структура и методы управления (организационный аспект).

К содержанию стратегии можно подходить с нескольких позиций.

Во-первых, стратегия организации представляет собой органическое соединение науки и практической деятельности людей, прежде всего руководителей. Объективные закономерности, положения и выводы науки лежат в основе стратегии, позволяя вырабатывать важные решения по развитию организации, а практические результаты становятся материалом для дальнейшего все углубляющегося анализа действительности и определения перспектив ее развития.

Во-вторых, стратегия, являясь деятельностью, окрашенной индивидуальными особенностями и различиями людей (ум, знание, опыт, профессионализм, компетентность, творчество, инициатива, интеллект, эрудиция, характер, темперамент и т.д.), есть вместе с тем искусство, мастерство, которые приходят со знаниями и опытом, практическими навыками.

В-третьих, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Приведем основные из них:

· правила, используемые при оценке результатов деятельности организации в настоящем и перспективе;

· правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации;

· правила, по которым складываются отношения организации с ее окружением,

· правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность, стратегия бизнеса.

В-четвертых, стратегия охватывает фундаментальные, долговременные цели и пути их достижения. Она отражает основные черты данной организации и наиболее характерные особенности соответствующего этапа ее развития. Текущие задачи, конкретные формы и методы работы охватывает тактика. Тактические решения и действия отражают стратегические установки и изменения в существующей ситуации.

Научная разработка стратегии начинается с определения в ней основной цели организации. Исходя из нее планируются другие крупномасштабные, рассчитанные на длительную перспективу цели и задачи. Вырабатываются важнейшие пути и средства достижения стратегических целей. Только выработав и проверив общие, стратегические установки, можно успешно решать частные, тактические задачи.

Реализация стратегии организации обеспечивается стратегическим управлением. Стратегическое управление - это воздействие субъекта на объект управления для достижения стратегических целей организации. Оно включает в себя

· анализ прошлого, настоящего и будущего с точки зрения потребностей рынка и внутренних возможностей организации, позиций в конкретной борьбе;

· планирование своей деятельности в зависимости от изменений во внешней среде, определение генерального курса, выбор нужного направления развития из множества вариантов;

· развитие персонала как основы организации, формирование стратегического мышления менеджеров и руководителей на различных этапах управленческой пирамиды;

· организация дела в соответствии с планами и генеральным курсом, ориентация основной деятельности на запросы потребителей;

· улучшение мотивации и заинтересованности сотрудников в реализации стратегических планов;

· ведение действенного, мягкого контроля за выполнением генерального курса и перспективных планов;

· согласование, координация участников совместного труда, ориентация их текущей деятельности на решение стратегических задач и направление усилий коллектива в нужное русло.

Представление о содержании стратегического управления дает сравнение его с оперативным управлением по ключевым характеристикам.

Характеристика сравнения Оперативное управление Стратегическое управление
Миссия, предназначение организации Организация существует для производства товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации. Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением.
Концентрация внимания менеджмента Взгляд внутрь организации, поиск путей эффективного использования ресурсов. Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям.
Учет фактора времени Ориентация на краткосрочную перспективу. Ориентация на долгосрочную перспективу
Основные факторы построения системы управления Функции и организационная структура, процедуры и техника Персонал, системы информационного обеспечения, рынок.
Управление персоналом Взгляд на сотрудников как на исполнителей, как на ресурс организации. Взгляд на персонал как на основу организации, ее основную ценность и источник процветания
Оценка эффективности Результативность определяет прибыль сегодняшнего дня. Эффективность выражается в современной ориентации на рынок и способности изменяться в зависимости от изменения окружения.

Следовательно, стратегия - это прежде всего перспективный взгляд во внешнюю среду, в окружение, а именно:

· ориентация на долгосрочную перспективу, выживание организации в ней посредством установления динамичного баланса с окружением;

· поиск новых возможностей в конкуренции, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении;

· эффективность и качество деятельности и управления как реакция на новые запросы со стороны рынка и изменения во внешней среде;

· взгляд на сотрудников как основу организации, ее главную ценность и источник процветания, как на профессионалов, имеющих работать в подвижном, непредсказуемом окружении;

· развитость информационного обеспечения, коммуникационных связей, прямых и обратных связей.

В то же время стратегия организаций постоянно сталкивается с нестабильностью, непредсказуемостью окружения. Как подходить к данной проблеме? Приведем несколько вариантов.

1. В зависимости от привычности событий

а) формализованные, привычные;

б) в пределах экстраполяции опыта, динамики события;

в) неожиданные изменения, имеющие аналогии в прошлом, поддающиеся сравнению и анализу.

2. При различных темпах изменений

а) медленнее, чем реакция предприятия, влияние на ход изменений;

б) сравнимый с реакцией организации;

в) быстрее, чем реакция организации.

3. В зависимости от предсказуемости будущего

а) по аналогии с прошлым;

б) предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности;

в) частичная предсказуемость по главным сигналам;

г) непредсказуемые изменения.

Разработка и реализация стратегии возможна на основе определенных принципов, основными из них являются

· научный, системный и комплексный подход;

· последовательность действий, постепенный рост, мягкое скольжение от малого к большому;

· гибкость, творческий подход, приспособляемость к меняющимся условиям;

· согласованность с внешними обстоятельствами и ресурсами;

· соответствие желаний и возможностей;

· профессионализм и компетентность персонала;

· наличие достоверной и полной информации;

· реалистичность и достижимость;

· единство стратегических планов и текущих;

· сочетание плана и инициативы персонала.

Стратегия имеет несколько отличительных черт:

· в ходе обоснования и формирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий;

· сформированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска;

· как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативные варианты, появляется и более точная информация, которая может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического замысла; процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым приводит к росту и укреплению позиций организации.

С внешней средой, окружением работает персонал организации, он обеспечивает разработку и реализацию перспективных задач, поэтому стратегия начинается со стратегического управления персоналом.

Стратегическое управление персоналом - это планирование, организация, контроль, координирование деятельности человеческих ресурсов на длительную перспективу в соответствии со стратегическими целями развития организации. С одной стороны, стратегическое управление персоналом основано на корпоративном плане организации, является не добавлением, а его неотъемлемой частью, оно как бы встроено в структуру предприятия, в программу стратегического развития. С другой стороны, данная стратегия определяется и осуществляется людьми. Персонал обеспечивает руководство, поддержку, при необходимости корректировку стратегических целей.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

· цель стратегического управления человеческими ресурсами состоит в том, чтобы с момента планирования принять во внимание главенствующую роль персонала;

· стратегия способствует тому, чтобы культура, ценности и структура организации, а также качество, мотивация и приверженность ее членов самой корпорации полностью работали на достижение целей;

· цели организации и цели (задачи) сотрудников должны соответствовать и совпадать, быть частью общей стратегии;

· стратегия - это не только планы, но и способность организации достичь цели благодаря не только и не столько финансовым и материальным ресурсам, а наличию квалифицированного человеческого потенциала.

При оценке стратегии организации и процесса стратегического планирования следует ответить на ряд вопросов:

· является ли стратегия внутренне совместимой с возможностями организации?

· обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?

· учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

· предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

· является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов?

· позволяет ли профессионализм, компетентность кадров организации реализовать стратегию?

· учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?

· предполагает ли стратегия допустимую степень риска?

· является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов?

· позволяет ли профессионализм, компетентность кадров организации реализовать стратегию?

Количественными критериями оценки стратегии могут быть:

доля рынка;

рост объема продаж;

уровень затрат и эффективности производства и сбыта;

курс акций;

чистая прибыль, прибыль на капитал;

норма дивидендов.

Качественными критериями -

снижение количества опасностей и непредсказуемости;

использование всех предполагаемых возможностей;

углубление знания рынка, всего окружения;

расширение объемов услуг клиентов.

Важное значение приобретает экономическая стратегия организации, которая представляет собой набор правил и приемов, обеспечивающих экономически эффективное достижение стратегической цели, создание и поддержание высокого уровня конкурсного преимущества фирмы. Она состоит из следующих элементов:

· товарная стратегия - правила и приемы исследования потенциальных рынков товаров и услуг, методы выбора наиболее предпочтительных для организации стратегических зон хозяйствования;

· стратегия на рынке ценных бумаг - правила мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, предпочтительные формы получения кредитов, приобретения и продажи ценных бумаг;

· стратегия снижения себестоимости - обеспечивает конкурентные преимущества за счет снижения издержек (затрат);

· ценовая стратегия - правила выбора ценовой политики, ценовой конкуренции;

· стратегия инвестиционной политики - формирование инвестиционного портфеля, правильный выбор финансовых источников;

· стратегия внешнеэкономической деятельности - правила поведения организации на внешнем рынке;

· стратегия мотивации персонала - система стимулов, побуждающих кадры руководствоваться долговременными интересами организации;

· стратегия обеспечения ресурсами - выбор предпочтительных поставщиков ресурсов и эффективных путей их использования;

· стратегия предотвращения банкротства, несостоятельности - более раннее обнаружение кризисных явлений и проведение мер, оказывающих противодействие банкротству.

Важным в стратегии организации является обоснование и выбор стратегических зон хозяйствования (СЗХ). Стратегическая зона хозяйствования - это отдельный сегмент окружения, на который организация имеет выход и сосредотачивает в нем свои усилия. Данную зону следует описывать, пользуясь следующими параметрами:

перспективы роста;

ожидаемый уровень нестабильности;

перспективы рентабельности;

главные факторы успешной конкуренции в будущем.

В организации создаются стратегические хозяйственные центры как внутрифирменные организационные единицы, отвечающие за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.

Выводы

1. Миссия - это предназначение, смысл существования организации, ее идеология, основная социально значимая проблема, публичное заявление о самой дорогой для нее ценности.

2. Миссия обосновывается и формируется как отражение целей и интересов различных учреждений, групп людей, связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее развития.

3. Миссия способствует формированию консолидации, единения внутри организации, созданию корпоративного духа; создает возможности для более гибкого и эффективного управления; дает своему окружению общие представления об организации, ее стремлениях, ценностях, принципах существования.

4. Цель служит побудительным мотивом создания любой организации, определяет особенности работы и перспективу развития, обеспечивает согласование интересов и задач как по горизонтали, так и по вертикали всех, кто имеет отношение к организации, помогает ей приспосабливаться к окружению.

5. Среди основных требований, предъявляемых к целям, можно выделить следующие: реалистичность, совместимость, понятность, гибкость, возможность проверки, направленность на стратегию.

6. Стратегия организации включает в себя исследование будущего, анализ сценариев, комплексный план для достижения целей, систему группы взаимосвязанных вопросов: в целях, средствах и механизме осуществления курса.

7. Разработка и реализация стратегии строится на основе определенных принципов, стратегия имеет отличительные черты, ее реализация обеспечивается стратегическим управлением, работой с окружением.

Вопросы для повторения

1. Миссия организации, ее сущность и значение.

2. Какие факторы, составляющие важно учитывать при формулировке миссии?

3. Фирменный, корпоративный дух, его сущность и роль в развитии организации.

4. Сущность и значение целей организации.

5. Соподчиненность, ранжирование, согласование целей, использование метода "дерева" целей.

6. Основные требования, предъявляемые к целям, наиболее общие цели и задачи любой организации.

7. Основные этапы управления организацией по целям, причины трудностей, неудач, типичных недостатков.

8. Механизм выделения главных звеньев в цепи решаемых задач.

9. Сущность стратегии и ее значение для развития организации.

10. Стратегическое управление, его сравнение с оперативным управлением.

11. Основные принципы стратегии и ее отличительные черты.

12. Содержание и методы оценки стратегии.

Вопросы для обсуждения

1. Какова взаимосвязь, взаимная обусловленность миссии, цели и стратегии организации?

2. В чем проявляется отличие стратегического и оперативного управления, стратегических и тактических задач, каков механизм их взаимосвязи?

3. Почему стратегия - это взгляд не внутрь организации, а в ее окружение, во внешнюю среду?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: