Методика экономического обоснования управленческих решений, направленных на повышение качества компонентов системы менеджмента

Принципы экономического обоснования управленческих решений

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

ТЕМА 7

Конечная цель любого управленческого решения – увеличение массы прибыли за счет:

- повышения конкурентоспособности товара;

- расширения рынка его сбыта;

- обеспечения устойчивой работы предприятия и т.д.

Иначе говоря, общей целью управления является:

- повышение качества;

- уменьшение издержек;

- увеличение производства и т.д.

Естественно, добиться этих целей возможно лишь при грамотном управлении, которое складывается из суммы отдельных управленческих решений, каждое из которых должно отвечать принципам рыночного хозяйства.

Принципы экономической оценки управленческого решения:

1. учет фактора времени;

2. учет затрат и результатов за весь жизненный цикл товара (а не отдельного его этапа);

3. системный подход: эффект любого мероприятия считается «по выходу» системы;

4. комплексный подход: наряду с расчетом прямого экономического эффекта необходимо учитывать побочные эффекты;

5. многовариантность рассматриваемых управленческих решений.

6. учет факторов неопределенности и риска.

Сопоставимость вариантов управленческих решений, обеспечиваемое путем приведения всей информации к одному объекту (как правило, по первому варианту, к одним срокам, к одному уровню качества, условиям применения.

2.1 Экономическое обоснование управленческих решений, направленных на повышение качества компонентов системы менеджмента

Вспомним, что основными компонентами системы управления являются:

а) вход в систему (закупка сырья, оборудования и т.п.);

б) собственно процесс производства (оборудование, организация производства и т.п.);

в) выход из системы (реклама, сбыт и т.д.).

Общий экономический эффект от повышения качества компонентов системы менеджмента (Э) можно рассчитать по формуле:

Э = ∆Эвх + ∆Эпроцесса + ∆Эвых + ∆Ц + ∆Н;

∆Эвх – изменение (+или-) стоимости единицы сырья (материалов, комплектующих) в сравнении с базовым вариантом;

∆Эпроцесса – изменение себестоимости (+или-) производства единицы продукции в технологическом процессе (замена оборудования, внедрение новой технологии, сокращение потерь и т.д.);

∆Эвых изменение затрат на единицу товара на выходе (транспортировка, хранение, реклама и т.д.);

∆Ц – изменение цены единицы товара в связи с изменением его качества;

∆Н – изменение суммы налогов в расчете на единицу продукции в связи с введением изменений.

Рассмотрим определение экономического эффекта в каждом элементе.

2.2 Расчет экономического эффекта от повышения качества исходных материалов и конструкций (качества входа)

Улучшать качество исходных материалов и конструкций имеет смысл только в том случае, если технологический процесс в состоянии «донести» это улучшенное качество до потребителя.

В этом случае эффект от повышения качества входа равен:

Э вх = N * (±∆З вх ±∆Зпроцесса ± ∆Цпродажи) ± ∆Н;

Здесь:

N – количество продукции, выпущенной из материалов и конструкций улучшенного качества;

∆З вх – изменение стоимости единицы исходных материалов и конструкций;

∆Зпроцесса – изменение затрат на производство продукции в связи с изменением затрат на входе в систему;

∆Ц продажи - изменение единицы цены конечной продукции;

∆Н – изменение налогов.

2.3 Расчет экономического эффекта от мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления (качество процесса)

Экономический эффект достигается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «входа» через процесс системы к ее «выходу».

Более качественный товар будет иметь более высокую цену и, следовательно, окупятся затраты на его производство.

Э = (∆Ц - ∆Сс - ∆Н) N – Зпр

Здесь:

Э – ожидаемый экономический эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества производства;

∆Ц – прогноз изменения цены продукции;

∆Сс – прогноз изменения себестоимости единицы продукции;

∆Н – прогноз изменения величины налогов на единицу продукции;

N – прогноз объема продукции, ед.;

Зпр – единовременные затраты на повышение качества процессов

2.4 Расчет экономического эффекта от изменения затрат «на выходе»

Дополнительными затратами (или экономией) «на выходе» могут являться расходы на рекламу, создание торговой сети, расширение рынка сбыта и т.д.

Эти мероприятия могут иметь два вида последствий:

А) некоторое повышение продажной цены на единицу продукции:

Э1 = N * (∆Ц – ∆Звых) ± ∆Н;

Здесь:

∆Ц – изменение цены конечной продукции;

∆З вых – изменение стоимости конечной продукции;

∆Н – изменение налогов;

N – количество единиц продукции, которых каснуться эти изменения.

Б) увеличение объема продаж:

Э2 = ∆N * Цвых + ∆Н;

Здесь:

∆N – изменение количества конечной продукции.

В случае если анализируемое управленческое решение изменяет несколько компонентов системы менеджмента, каждое из них можно определять по вышеприведенным формулам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: