double arrow

Административное регулирование денежно-кредитной сферы

Инструменты административного регулирования не учиты­вают экономические интересы субъектов регулирования и пред­полагают прямой контроль центральным банком процентных ставок или количества ресурсов коммерческих банков (объемов кредитов). Данные инструменты реализуются в форме дирек­тив, инструкций, распоряжений ЦБ и предполагают ограниче­ние сферы деятельности кредитно-банковских институтов.

Административное регулирование может использоваться:

- в условиях временного кризиса финансовой системы (ког­да административные инструменты являются единственным способом контроля со стороны центрального банка);

- в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или недостатка технической способности центрального банка эффективно осуществлять косвенный монетарный контроль.

К административным методам денежно-кредитного регу­лирования относят:

- квотирование отдельных видов пассивных и активных операций, т.е. воздействие на способность коммерческих бан­ков увеличивать или уменьшать вклады и кредиты;

- введение лимитов на выдачу различных видов кредитов и на привлечение кредитных ресурсов. Данные лимиты направ­лены на регулирование отдельных кредитов (например, на пот­ребительские нужды населения) или кредитование различных отраслей хозяйства (жилищного строительства, сельского хо­зяйства, экспортно-импортной торговли);

- ограничение на открытие филиалов и отдельных подраз­делений коммерческих банков;

- лимитирование процентных ставок (предполагает ограни­чение по ним или ограничение банковской маржи);

- установление индикативных параметров деятельности ком­мерческих банков;

- лицензирование определенных видов банковских опера­ций, в том числе перечня банков, допущенных к отдельным ви­дам банковских операций;

- определение видов обеспечения кредита;

- регулирование условий выпуска ценных бумаг;

- селективная кредитная политика (административный конт­роль ЦБ за направлением использования ресурсов);

- портфельные ограничения коммерческих банков (обяза­тельное направление ими части привлеченных ресурсов на при­обретение государственных ценных бумаг с целью безэмиссион­ного финансирования дефицита государственного бюджета).

В Республике Беларусь административные методы денеж­но-кредитного регулирования продолжают занимать одно из ведущих мест при реализации денежно-кредитной политики. Основными из них являются: установление индикативных па­раметров для коммерческих банков, селективная кредитная по­литика, регулирование процентных ставок.

В целом административное регулирование в условиях отсут­ствия развитых финансовых рынков в непродолжительных временных интервалах может сыграть положительную роль в достижении целей денежно-кредитной политики. Однако сдер­живание конкуренции банков и другие негативные послед­ствия использования административного регулирования дик­туют необходимость постепенного отказа от него в пользу кос­венных (экономических) методов и инструментов денежно-кре­дитного регулирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: