Банковский надзор является одной из форм государственного регулирования банковской деятельности. Его возникновение обусловлено процессами рыночного развития, вызвавшими интенсификацию банковской конкуренции, что в свою очередь обострило банковские риски и привело к принятию законов о праве вмешательства государства в банковскую деятельность.
Банковский надзор – это форма государственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее – банки) в области пруденциального ведения банковского дела. Данный термин характеризуется следующим образом:
- по его роли – как обязательный институт современной рыночной экономики, основанной на конкурентных отношениях;
- по происхождению – объективно обусловленный процесс, завершающий этап централизации денежно-кредитной политики государства;
- по сущности – императивное и законодательно закрепленное вмешательство государства в рисковую деятельность банков;
- по области воздействия – самостоятельная форма пруденциального денежно-кредитного регулирования, распространяющаяся на сферу микроэкономики;
|
|
- по целевой направленности – способ защиты государством собственности банковских кредиторов.
Банковский надзор способствует созданию наиболее благоприятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состоит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Достижение данной цели возможно посредством поэтапного, последовательного выполнения сначала операционных (тактических), а затем промежуточных целей.
Банки, выполняя роль финансовых посредников, должны функционировать прибыльно и социально направленно. Прибыльность обеспечивает самодостаточность и платежеспособность банковского сектора, способствует расширению воспроизводства кредитных ресурсов. Социальная направленность предполагает доступность банковских услуг для населения, общества в целом и наращивание накоплений банковских депонентов. Поэтому промежуточными целями банковского надзора являются собственная и общественная эффективность банковской системы. Собственная эффективность означает результат банковской деятельности, позволяющий по уровню доходов компенсировать потери по неликвидным активам и максимизировать прибыль. Это дает возможность создать реальный потенциал для покрытия рисков собственными средствами банков, что соответствует рыночному принципу распределения ресурсов «риск-доходность». Под общественной эффективностью подразумевается результат деятельности банковской системы, содействующий совершенствованию экономики страны в целом и формирующий наиболее выгодные обществу цены. Параметры достижения данных целей зависят от политики органов банковского надзора, выбирающей приоритет одной из них или компромисс между ними.
|
|
Поддержание собственной эффективности банковской системы обеспечивается стимулированием доходного и невысоко-рискового функционирования каждого банка, а при падении текущей ликвидности – возможностью ее восстановления путем своевременного принятия надзорных решений, в том числе в режиме чрезвычайного кредитования кредитором последней инстанции. Для достижения общественной эффективности в состав операционных (тактических) надзорных целей включено соблюдение технической (предоставление банковских услуг по минимально возможным ценам на рынке с точки зрения затрат ресурсов общества), аллокационной (предоставление услуг по ценам на уровне предельных банковских издержек), общеэкономической эффективности банковской системы, которая подразумевает результат деятельности банков, позволяющий трансформировать поступающие депозиты в новый функционирующий (ссудный) капитал.
Банковский надзор является обязательной принадлежностью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется. Постановлением Правления Национального банка от 31.01.2003 г. № 19 утверждена Концепция развития и совершенствования банковского надзора в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу. Она базируется на Основных принципах эффективного банковского надзора и рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору и других международных организаций по конвергенции (согласованию) пруденциальных стандартов. В число данных организаций входят Институт финансовой стабильности и Комитет по банковскому надзору Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).
Система, с помощью которой осуществляется пруденциальный банковский надзор, представляет собой совокупность элементов управления со стороны государства рисками, организующих и развивающих доходный и антизатратный менеджмент банков. Она включает принципы, субъекты, объекты, задачи, функции, методы и инструменты банковского надзора.
Принципы банковского надзора являются основополагающим элементом данной системы. Они представляют собой минимальные требования, предъявляемые к надзорному режиму, и с учетом особенностей и рисков страны могут быть дополнены, что позволит сформировать национальную систему банковского надзора.
Важнейшие принципы:
- определение ответственности и главной дели надзорного органа;
- поощрение и обеспечение рыночной дисциплины на базе эффективного корпоративного управления, содействия транспарентности банковской деятельности;
- обладание органами банковского надзора операционной независимостью, средствами и полномочиями по сбору информации, право- принудительного осуществления принимаемых решений;
- обеспечение в рамках национальной банковской системы адекватного управления рисками;
- оценка рисковой политики конкретных банков;
- контроль достаточности ресурсов банков, необходимых для покрытия рисков, объема капитала, а также надежности систем менеджмента, эффективного контроля и бухгалтерской отчетности;
организация тесного сотрудничества с надзорными органами других стран.
Субъектами банковского надзора являются:
- в широко смысле – все участники кредитной системы, включая тех, кто оперирует в рисковой зоне, и тех, кто осуществляет надзору за ними;
- в узком смысле – только юридические лица, уполномоченные государством вести надзор за деятельностью банков. Исходя из этого законодательство каждой страны определяет орган (органы), уполномоченный в области: а) лицензионного права; б) регистрационного права; в) текущего надзора.
|
|
Лицензионное право – это право наделения банков полномочиями по осуществлению конкретного круга операций при их соответствии квалификационным и техническим требованиям.
Регистрационное право – это право регистрации банков как юридических лиц, их обособленных структурных подразделений, а также право внесения изменений в учредительные документы.
Текущий надзор представляет собой мониторинг текущего функционирования банка посредством сбора информации о его пруденциальной деятельности (или его обособленных подразделений), позволяющего осуществить оценку финансового состояния, и принятие экономических и административных мер воздействия к проблемному банку.
Данными правами наделены центральный банк, специально уполномоченный государственный орган, а также ряд государственных ведомств, диверсифицирующих между собой области текущего надзора, лицензирования и регистрации.
В Беларуси лицензионное и регистрационное права, право текущего надзора предоставлены Национальному банку Конституцией Республики Беларусь и регламентированы Банковским кодексом и Уставом Национального банка.
Организация работы субъекта банковского надзора может быть централизованной или децентрализованной. В каждой стране данный порядок индивидуален, устанавливается ее законами (во многих государствах приняты специальные законы о банковском надзоре), его реализация должна быть подчинена общим требованиям:
- единообразного применения методов банковского надзора ко всем участникам кредитной системы;
- полного выполнения так называемых законов «солнечного света», требующих открытости и предварительного обсуждения новых правил и экономических стандартов пруденциального ведения банковского дела;
- корректного использования поступающей информации о событиях в банке во избежание неоправданного подрыва доверия к нему общественности;
|
|
- санации банка именно в момент временной неликвидности, а не неплатежеспособности;
- недопущения экономическими санкциями ухудшения имеющегося неустойчивого финансового состояния;
- определения целесообразности использования государственных средств для поддержки банков при кризисных явлениях (при этом необходимо стремиться к компромиссу между уровнем издержек на государственную защиту интересов банковских кредиторов и затратами на финансовое посредничество).
Объектами банковского надзора являются банковские операции в рисковой зоне, которые могут привести к возникновению неликвидных активов. Систематическое и своевременное распознавание рисков и выработка приемов минимизации неликвидных активов служат основой управления ликвидностью и прибыльностью банка, наличие которых является признаком его нормального функционирования.
Главная стратегическая задача банковского надзора – недопущение системного банковского кризиса. К другим задачам относятся:
- обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
- установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности и требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
- осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков путем анализа официально представляемой отчетности и инспекционных проверок банков;
- своевременное применение мер воздействия, обеспечивающих поддержание или восстановление платежеспособности, ликвидности и надежности банков;
- своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается санации; минимизация последствий банкротства банковской системы и ее кредиторов.
Данные задачи определяют шесть функций банковского надзора:
- превентивную, направленную на предупреждение увеличения риска банковской деятельности. Она является ключевой в банковском надзоре и заключается в установлении обязательных правил банковского менеджмента и осуществлении предварительных мер, предотвращающих банкротство банков;
- защитную, призванную гарантировать соблюдение интересов вкладчиков в случае краха конкретного банка;
- обеспечительную, означающую в случае кризисного состояния банка его ресурсное обеспечение центральным банком как кредитором последней инстанции по предложению органа банковского надзора;
- стратегическую, подразумевающую пересмотр инструментов регулирования в зависимости от желаемой интенсивности конкуренции в банковской системе;
- адаптивную, предусматривающую оперативную реализацию новых инструментов приспособления к изменившимся макроэкономическим условиям деятельности;
- предупреждающую (ремонстрационную), предполагающую предупреждение органов монетарного регулирования о возможных негативных последствиях для стабильности банковской системы декларируемой ими или уже проводимой политики.