Цели и задачи банковского надзора

Банковский надзор является одной из форм государственно­го регулирования банковской деятельности. Его возникновение обусловлено процессами рыночного развития, вызвавшими ин­тенсификацию банковской конкуренции, что в свою очередь обострило банковские риски и привело к принятию законов о праве вмешательства государства в банковскую деятельность.

Банковский надзор – это форма государ­ственного регулирования деятельности банков и небанковских финансовых посредников (далее – банки) в области пруденци­ального ведения банковского дела. Данный термин характери­зуется следующим образом:

- по его роли – как обязательный институт современной ры­ночной экономики, основанной на конкурентных отношениях;

- по происхождению – объективно обусловленный про­цесс, завершающий этап централизации денежно-кредитной политики государства;

- по сущности – императивное и законодательно закреп­ленное вмешательство государства в рисковую деятельность банков;

- по области воздействия – самостоятельная форма пру­денциального денежно-кредитного регулирования, распростра­няющаяся на сферу микроэкономики;

- по целевой направленности – способ защиты государст­вом собственности банковских кредиторов.

Банковский надзор способствует созданию наиболее благо­приятных условий банковского бизнеса. Его главная цель состо­ит в обеспечении безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кре­диторов (вкладчиков). Достижение данной цели возможно пос­редством поэтапного, последовательного выполнения сначала операционных (тактических), а затем промежуточных целей.

Банки, выполняя роль финансовых посредников, должны функционировать прибыльно и социально направленно. При­быльность обеспечивает самодостаточность и платежеспособ­ность банковского сектора, способствует расширению воспроиз­водства кредитных ресурсов. Социальная направленность пред­полагает доступность банковских услуг для населения, общест­ва в целом и наращивание накоплений банковских депонентов. Поэтому промежуточными целями банковского надзора явля­ются собственная и общественная эффективность банковской системы. Собственная эффективность означает результат банковской деятельности, позволяющий по уровню доходов компенсировать потери по неликвидным активам и максимизи­ровать прибыль. Это дает возможность создать реальный потен­циал для покрытия рисков собственными средствами банков, что соответствует рыночному принципу распределения ресур­сов «риск-доходность». Под общественной эффективностью подразумевается результат деятельности банковской систе­мы, содействующий совершенствованию экономики страны в целом и формирующий наиболее выгодные обществу цены. Па­раметры достижения данных целей зависят от политики орга­нов банковского надзора, выбирающей приоритет одной из них или компромисс между ними.

Поддержание собственной эффективности банковской сис­темы обеспечивается стимулированием доходного и невысоко-рискового функционирования каждого банка, а при падении текущей ликвидности – возможностью ее восстановления пу­тем своевременного принятия надзорных решений, в том числе в режиме чрезвычайного кредитования кредитором последней инстанции. Для достижения общественной эффективности в со­став операционных (тактических) надзорных целей включено соблюдение технической (предоставление банковских услуг по минимально возможным ценам на рынке с точки зрения затрат ресурсов общества), аллокационной (предоставление услуг по ценам на уровне предельных банковских издержек), общеэко­номической эффективности банковской системы, которая подразумевает результат деятельности банков, позволяющий трансформировать поступающие депозиты в новый функциони­рующий (ссудный) капитал.

Банковский надзор является обязательной принадлежно­стью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется. Постановлением Прав­ления Национального банка от 31.01.2003 г. № 19 утверждена Концепция развития и совершенствования банковского надзо­ра в Республике Беларусь на среднесрочную перспективу. Она базируется на Основных принципах эффективного банковского надзора и рекомендациях Базельского комитета по банковско­му надзору и других международных организаций по конвер­генции (согласованию) пруденциальных стандартов. В число данных организаций входят Институт финансовой стабильнос­ти и Комитет по банковскому надзору Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ).

Система, с помощью которой осуществляется пруденциаль­ный банковский надзор, представляет собой совокупность эле­ментов управления со стороны государства рисками, организу­ющих и развивающих доходный и антизатратный менеджмент банков. Она включает принципы, субъекты, объекты, задачи, функции, методы и инструменты банковского надзора.

Принципы банковского надзора являются основополагаю­щим элементом данной системы. Они представляют собой ми­нимальные требования, предъявляемые к надзорному режиму, и с учетом особенностей и рисков страны могут быть дополне­ны, что позволит сформировать национальную систему банков­ского надзора.

Важнейшие принципы:

- определение ответственности и главной дели надзорного органа;

- поощрение и обеспечение рыночной дисциплины на базе эффективного корпоративного управления, содействия транс­парентности банковской деятельности;

- обладание органами банковского надзора операционной независимостью, средствами и полномочиями по сбору инфор­мации, право- принудительного осуществления принимаемых решений;

- обеспечение в рамках национальной банковской системы адекватного управления рисками;

- оценка рисковой политики конкретных банков;

- контроль достаточности ресурсов банков, необходимых для покрытия рисков, объема капитала, а также надежности систем менеджмента, эффективного контроля и бухгалтерской отчетности;

организация тесного сотрудничества с надзорными орга­нами других стран.

Субъектами банковского надзора являются:

- в широко смысле – все участники кредитной системы, включая тех, кто оперирует в рисковой зоне, и тех, кто осуще­ствляет надзору за ними;

- в узком смысле – только юридические лица, уполномо­ченные государством вести надзор за деятельностью банков. Исходя из этого законодательство каждой страны определяет орган (органы), уполномоченный в области: а) лицензионного права; б) регистрационного права; в) текущего надзора.

Лицензионное право – это право наделения банков полно­мочиями по осуществлению конкретного круга операций при их соответствии квалификационным и техническим требовани­ям.

Регистрационное право – это право регистрации банков как юридических лиц, их обособленных структурных подраз­делений, а также право внесения изменений в учредительные документы.

Текущий надзор представляет собой мониторинг текущего функционирования банка посредством сбора информации о его пруденциальной деятельности (или его обособленных подразде­лений), позволяющего осуществить оценку финансового со­стояния, и принятие экономических и административных мер воздействия к проблемному банку.

Данными правами наделены центральный банк, специально уполномоченный государственный орган, а также ряд государ­ственных ведомств, диверсифицирующих между собой области текущего надзора, лицензирования и регистрации.

В Беларуси лицензионное и регистрационное права, право текущего надзора предоставлены Национальному банку Кон­ституцией Республики Беларусь и регламентированы Банков­ским кодексом и Уставом Национального банка.

Организация работы субъекта банковского надзора может быть централизованной или децентрализованной. В каждой стране данный порядок индивидуален, устанавливается ее за­конами (во многих государствах приняты специальные законы о банковском надзоре), его реализация должна быть подчинена общим требованиям:

- единообразного применения методов банковского надзора ко всем участникам кредитной системы;

- полного выполнения так называемых законов «солнечно­го света», требующих открытости и предварительного обсужде­ния новых правил и экономических стандартов пруденциаль­ного ведения банковского дела;

- корректного использования поступающей информации о событиях в банке во избежание неоправданного подрыва дове­рия к нему общественности;

- санации банка именно в момент временной неликвиднос­ти, а не неплатежеспособности;

- недопущения экономическими санкциями ухудшения имеющегося неустойчивого финансового состояния;

- определения целесообразности использования государ­ственных средств для поддержки банков при кризисных явлени­ях (при этом необходимо стремиться к компромиссу между уров­нем издержек на государственную защиту интересов банковских кредиторов и затратами на финансовое посредничество).

Объектами банковского надзора являются банковские опе­рации в рисковой зоне, которые могут привести к возникнове­нию неликвидных активов. Систематическое и своевременное распознавание рисков и выработка приемов минимизации нели­квидных активов служат основой управления ликвидностью и прибыльностью банка, наличие которых является признаком его нормального функционирования.

Главная стратегическая задача банковского надзора – недопущение системного банковского кризиса. К другим задачам относятся:

- обеспечение должного контроля за допуском в банков­скую систему финансово устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репу­тацией высшего руководства банков;

- установление пруденциальных ограничений рисков бан­ковской деятельности и требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учи­тывающих экономическую ситуацию в стране;

- осуществление эффективного текущего надзора за дея­тельностью банков путем анализа официально представляемой отчетности и инспекционных проверок банков;

- своевременное применение мер воздействия, обеспечива­ющих поддержание или восстановление платежеспособности, ликвидности и надежности банков;

- своевременный вывод с рынка банков, положение кото­рых не поддается санации; минимизация последствий банкрот­ства банковской системы и ее кредиторов.

Данные задачи определяют шесть функций банковского надзора:

- превентивную, направленную на предупреждение увели­чения риска банковской деятельности. Она является ключевой в банковском надзоре и заключается в установлении обязатель­ных правил банковского менеджмента и осуществлении пред­варительных мер, предотвращающих банкротство банков;

- защитную, призванную гарантировать соблюдение инте­ресов вкладчиков в случае краха конкретного банка;

- обеспечительную, означающую в случае кризисного состо­яния банка его ресурсное обеспечение центральным банком как кредитором последней инстанции по предложению органа бан­ковского надзора;

- стратегическую, подразумевающую пересмотр инструмен­тов регулирования в зависимости от желаемой интенсивности конкуренции в банковской системе;

- адаптивную, предусматривающую оперативную реализа­цию новых инструментов приспособления к изменившимся макроэкономическим условиям деятельности;

- предупреждающую (ремонстрационную), предполагающую предупреждение органов монетарного регулирования о возмож­ных негативных последствиях для стабильности банковской системы декларируемой ими или уже проводимой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: