Международный пролив - пролив, используемый для морского судoxoдcmвa, ведут из одной части открытого моря или исключительной экономической зоны в другую, а.также применяются качестве международных в течении длительного времени.
В отношении международных проливов действует принцип свободы транзита через него судов.
Конвенция 1982 г. не затрагивает проливов, режим которых пределен специальными конвенциями. Так, например, режим Черноморских проливов оговорен в конвенции Монтре 1936 г. Через Черноморские проливы могут беспрепятственно проходить гражданские суда. Военные корабли перед проходом должны уведомлять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подводные лодки.
Помимо указанных Черноморских (Босфор и Дарданеллы), важнейшими международными проливами считаются: Балтийские проливы. Гибралтарский пролив, Малакский и Сингапурский проливы, Магелланов пролив.
Международные каналы и проливы делят на две группы:
|
|
1. Проливы и каналы, соединяющие открытые моря
2. Проливы и каналы, соединяющие открытое море с закрытым.
Важнейшими международными каналами являются - Суэцкий канал (режим определен Константинопольской конвенцией 1888 г.), Панамский канал (режим определен договором между США и Панамой 1903 г.), Кильский канал (режим определен Версальским договором 1919г.)
Правовой режим континентального шельфа.
Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Шельф включает дно и недра.
Прибрежное государство осуществляет над шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов, а именно, минеральных ресурсов дна и недр, а также живых организмов, относящихся к «сидячим видам». Однако государство не распространяет в данном случае свой суверенитет на водное и воздушное пространство над континентальным шельфом. Все государства также вправе прокладывать подводные кабели на «чужом» континентальном шельфе. Разграничение континентального шельфа между прибрежными государствами производится на основе взаимных соглашений.
Морское дно и его недра являются общим достоянием человечества и открыты для экономического и научного использования государств.
Континентальный шельф и морское дно являются демилитаризованной зоной.
Определение режима моря за пределами исключительной -Экономической юны
За пределами экономической зоны расположено пространство, называемое открытым морем.
Открытое море находится в общем, равном и свободном пользовании народов всех стран. Здесь нет какой-либо иной юрисдикции, кроме юрисдикции государства над своим национальным судном.
|
|
Национальность судна определяется его флагом. Порядок получения судном флага государства, установлен внутренним законодательством последнего. Национальность судна определяет юрисдикцию, распространяемую на судно. В пределах открытого моря на судно и экипаж распространяются законы его флага. Арест либо задержания судна возможно только с согласия властей государства флага судна. В территориальном море уголовная юрисдикция прибрежного государства распространяется на судно в случае, если действия судна или команды затрагивают интересы прибрежного государства или его граждан.
Универсальная юрисдикция государств возможна в случаях преследования пиратского судна, которое любое государство вправе преследовать и наказать. Досмотру может быть подвергнуто любое судно, если есть основание полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг.
В открытом море возможно преследование иностранного судна, в случае нарушения им законов прибрежного государства во время нахождения в его внутренних, территориальных водах, а также в прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается входом иностранного судна в территориальное море иностранного государства.
Международное воздушное право
Международное морское право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:
Первый - (начало XX века - начало I мировой войны) -появление разнообразного количества теорий и взглядов. обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха» - государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.
Второй - (период межу мировыми войнами) - для него характерны:
Юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством
Превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.
В 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воздушных передвижениях - закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством.
Третий - (начался в период второй мировой войны и длиться до наших дней) - разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов.
В 1944 г. воздушное пространство над открытым морем была подписана Чикагская конвенция о гражданской авиации - установила принципы международного воздушного права, учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).
Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние -международные договоры.