Вопрос №2. Индивидуальные потребители: понятие, факторы, влияющие на поведение потребителя при совершении покупок, виды покупательского поведения.
Основной вопрос маркетинга — как реагируют потребители на различные маркетинговые приемы компании, так как маркетологов интересует — что, где и сколько покупают потребители.
Различают два основных типа потребителей:
1. индивидуальные потребители (конечные пользователи) — отдельные лица или домохозяйства, покупающие товары и услуги для своего личного использования (потребления);
2. потребители от имени организации (корпоративные покупатели) — лица, группы лиц, покупающие товары и услуги для своей профессиональной деятельности (для производства других товаров и услуг).
Поведение потребителей — это деятельность, включающая в себя поиск, выбор, покупку, использование, оценку товаров и услуг, способных удовлетворить потребность потребителя.
Понимание поведения потребителя позволит эффективно сегментировать рынок и разработать комплекс маркетинга.
Для успешного предпринимательства необходимо понимать потребителя и его поведение.
На потребителя оказывают влияние внешние факторы и стимулы, под воздействием которых в подсознании покупателя происходят мыслительные процессы, и в результате осуществляется выбор товара, марки товара, объема покупки, времени покупки и торгового посредника.
В подсознании потребителя происходят скрытые мыслительные процессы, определяющие потребительское поведение индивида. Основная движущая сила в поведении потребителя — это нужда, т. е. ощущение нехватки чего-либо. Это ощущение создает проблему для потребителя, и для ее решения появляется мотив. Мотив решить проблему в результате стимулирует покупку товара (услуги).
На мыслительные процессыоказывают влияние стимулы и внешние факторы.
Стимулы — это внешние импульсы, инициирующие действия потребителя. Выделяют следующие виды стимулов:
- стимулы, связанные с комплексом маркетинга, — сам товар, марка, реклама, привлекательная упаковка и т. д.;
- стимулы, связанные с контактами потребителей, т. е. с рекламой из уст в уста (в маркетинге их часто именуют «сарафанным радио»).
Внешние факторы — факторы внешней среды, оказывающие влияние на покупательские мотивы, критерии оценки альтернатив, формируя тем самым потребительское поведение.
Выделяют следующие группы внешних факторов.
1. Факторы культурного порядка.
Культура — ценности и нормы, передающиеся из поколения в поколение (культура влияет на мотивы, оценку альтернатив, критерии выбора).
Общественные классы — здесь деление основано на общественном престиже. Обычно в качестве критериев используют доход, род занятий, образование. Для маркетологов это важная информация, так как мотивы, нужды различаются в разных общественных классах, отсюда различия в предпочтениях марок товаров, в формах проведения досуга. Потребители, относящиеся к разным общественным классам, читают разные журналы и газеты, смотрят разные передачи и т. д. Маркетологи используют эти отличия при сегментации, позиционировании, разработке комплекса маркетинга.
2. Социальные факторы.
Референтные группы — группы, ценности и нормы которых оказывают влияние на поведение потребителя. Различают:
• прямые референтные группы— потребитель считает себя частью этих групп; среди них, в свою очередь, выделяют:
первичные — группы непосредственного общения (друзья, семья, соседи и т. д.);
вторичные — общение с ними носит более формальный характер (общественные движения, партии, профсоюзы);
• непрямые референтные группы — потребитель к ним не принадлежит (например, более высокий общественный класс, звезды кино и эстрады, известные спортсмены).
3. Личностные факторы.
Жизненный цикл семьи характеризует определенные этапы в жизни потребителя: холостяк, молодая семья без детей, семья с маленькими детьми и т. д.
Род занятий также влияет на выбор товаров и на мотивы потребителя. На основании этого фактора маркетологи могут выделять особые целевые группы и разрабатывать товары и услуги, например специализированные журналы и справочники.
Доход оказывает большое влияние на удовлетворение нужд, являясь неким ограничителем бесконечности человеческих потребностей и желаний.
Тип личности — это психологическая характеристика, определяющая реакцию человека на внешнюю среду. Выделяют основные, или ключевые, черты: уверенность в себе, коммуникабельность, уступчивость, агрессивность и т. д.
Ценности определяют, что значимо, за что стоит бороться. Потребители делают выбор в пользу того или иного товара или марки товара, ориентируясь на ценности. Например, любой байкер на вопрос, почему он выбирает мотоцикл, а не машину, ответит, что он выбирает прежде всего свободу. Маркетологи используют ценности для создания определенного образа, имиджа компании или марки товара.
Образ жизни определяет то, как человек проводит свое время и тратит свои деньги. Этот показатель сочетает в себе психологические особенности и социально-культурные аспекты. Маркетологи могут использовать образ жизни как критерий сегментации, разрабатывать эффективные коммуникации, позиционировать товар и т. д.
Виды покупательского поведения:
1. Особая покупка — покупательское поведение, требующее решения сложной задачи. Это, как правило, крупная покупка, связанная с большим риском для потребителя. У потребителя часто нет четких критериев выбора, поэтому он тратит большое количество времени на поиск информации, проводит целое исследование, сравнивает альтернативы. В качестве примера можно привести покупку квартиры, посудомоечной машины, первого компьютера.
2. Покупка с предварительным выбором товара — покупательское поведение, связанное с решением не очень больших проблем. В этом случае у потребителя имеется опыт покупки такого товара, например фена, соковыжималки и т. п., у него есть набор критериев выбора. Но появились новые альтернативы (новые марки, новые модели товара), и покупателю необходимо некоторое количество дополнительной информации для принятия решения.
3. Рутинная покупка — установившееся покупательское поведение. Потребитель имеет большой опыт покупки таких товаров, у него сложились четкие критерии их выбора, и он не нуждается в дополнительной информации для принятия решения и выбора товара. Сюда можно отнести покупку шампуня для волос, хлеба и т. п.
4. Покупательское поведение, связанное с поиском разнообразия. Относительно некоторых товаров у потребителей практически отсутствует лояльность (приверженность) марке. Они часто переходят от марки к марке не потому, что что-то не устраивало в предыдущем продукте, а потому, что им хочется разнообразия. Хочется, например, попробовать новые сорта печенья, мороженого.
Вопрос №3. Товар: понятие, классификация по Ф. Котлеру,