Особенности управления акционерными обществами
Акционерные общества с участием государственного капитала занимают обширный сектор российской экономики. Это выдвигает задачу научиться управлять такими обществами с учетом их специфики, стимулируя при этом в максимально возможной м ере предпринимательскую активность. В современных условиях фактор управления является определяющим не только в решении задач выживания, но и высокой эффективности развития предприятий с государственным капиталом.
В частности, многое зависит от руководителя. Необходимо отказаться от традиционной, сложившейся прежде безусловной поддержки тех руководителей предприятий, которые имеют антирыночный менталитет, не сумели приспособиться к требованиям рынка. Если в акционерном обществе, где государство выполняет роль "твердого ядра", сохраняется старая система управления, то будет дискредитирована сама идея смешанной собственности, ибо такое акционерное общество не сможет выдержать конкурентной борьбы.
|
|
По критерию участия в капитале и влияния государства на управление можно выделить три группы акционерных обществ: 1) со 100%-ным государственным капиталом; 2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций; 3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным.
Смысл образования акционерных обществ со 100%-ным государственным капиталом заключается в переходе к организационно-правовой форме, создающей более широкие, нежели унитарные предприятия, возможности проявления инициативы и предприимчивости. Форма акционерных обществ вообще по определению предполагает широкую самостоятельность и преобразование организационной структуры компании. Собственником имущества является не государство, а акционерное общество. Оно несет самостоятельную имущественную ответственность, что создает возможность обращения имущества такого предприятия на погашение его долгов. Право собственности на имущество и ответственность по своим долгам создают объективные предпосылки "рыночного поведения" соответствующих фирм.
Государство-акционер непосредственно не управляет производством, оно лишь периодически ориентирует и оценивает деятельность своих представителей в акционерном обществе. Все это является предпосылкой для коммерциализации деятельности рассматриваемых обществ и, как результат, повышения эффективности производства. Тем не менее, эффективность деятельности акционерного общества со 100%-ным государственным капиталом в значительной степени зависит от влияния аппарата государственного управления на руководящие органы общества. Государственный орган в зависимости от конкретных обстоятельств может, например, настоять на инвестировании средств в проекты, не обеспечивающие долговременного эффекта, или на выпуске малорентабельной продукции. В этих условиях конкурентоспособность таких предприятий падает, хозяйственные показатели резко снижаются, сама идея создания подсобного акционерного общества извращается.
|
|
Принципиальное значение для функционирования фирм со 100%-ным государственным капиталом имеет правовой механизм взаимоотношений между органами управления исполнительной власти и органами управления акционерного общества.
Принцип, который должен быть реализован во взаимоотношениях общества с органами исполнительной власти, сводится к разумному сочетанию "свободы рук" государственных представителей в акционерном обществе с достаточным контролем за их деятельностью со стороны органа, в сфере интересов которого находится данная компания.
Акционерные общества, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций, представляют собой компании со смешанной собственностью и решают, по крайней мере, две задачи. Во-первых, в смешанной собственности находятся обычно крупные предприятия с высокой стоимостью основных фондов. На рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций, и создаются условия для привлечения значительного отечественного и иностранного капиталов. Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий в целях обеспечения интересов общества.
Существуют производства, перевод которых в частные акционерные общества не допустим либо с точки зрения безопасности страны, либо по другим экономическим или социальным мотивам, Они подвергаются частичной приватизации. В таких обществах, где государственный капитал превалирует или составляет весомую часть, роль государства в управлении возрастает.
Управление акционерными обществами с государственным контрольным пакетом акций осуществляется главным образом представителями государства. В указанных компаниях существует собрание акционеров, причем для решения некоторых вопросов требуется квалифицированное большинство голосов. В этих, как и в некоторых других случаях, представителям государства приходится считаться с мнением других акционеров. Представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности, утверждены правительством. Размерыэтой части не установлены. Это означает, что представитель государства назначается в любое акционерное общество, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.
Роль представителя государства трудно переоценить. Это не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов. Он еще и активный член органов управления общества, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает влияние на объем и направление инвестиций, и другие вопросы политики акционерного общества. Действенность управления данным видом акционерного общества зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Обладая такими обязанностями, представитель государства должен иметь соответствующие права и возможности. Представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти: а) проекты решений, которые он будет вносить; б) свое будущее голосование по наиболее важным проектам решений, предложенных другими членами органов управления обществом. Необходимо также представлять отчеты об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании.
|
|
В интересах эффективного участий в управлении акционерным обществом с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Он должен быть поставлен в такие условия, чтобы можно было проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, реально отвечать за целесообразность и плодотворность использования государственного капитала, Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным.
Функции и права представителя государства, управляющего пакетом акций, не являющимся контрольным, имеют определенные отличия, поскольку в данных условиях возрастает роль других акционеров. Не всегда предлагаемые им решения принимаются собранием акционеров или советом директоров.