Прибыль организации – основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, её источники и виды

Прибыль является конечным финансовым результатом предпри­нимательской деятельности организаций и в общем виде представ­ляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе пред­принимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

Эко­номический успех деятельности предприятия выражается в прибыли.

В первую очередь прибыль предприятия создает базу экономи­ческого развития государства в целом, так как механизм перерас­пределения прибыли предприятия через налоговые платежи в бюд­жет и внебюджетные фонды позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней. В результате государство имеет возможность выполнять возложенные на него функции.

Прибыль предприятия — основная цель предпринимательской деятельности и основной побудительный мотив осуществления лю­бого вида деятельности. Причем высокий уровень прибыли важен не только для собственников предприятия, но и для менеджеров-руководителей, и для всего остального персонала предприятия.

Роль прибыли предприятия заключается и в том, что она рас­сматривается как критерий эффективности конкретной производ­ственно-хозяйственной деятельности.

Кроме того, прибыль выступает основным внутренним источни­ком формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, которые обеспечивают его развитие. Чем выше уровень прибыли предприятия в процессе его деятельности, тем меньше его потреб­ность в привлечении внешних финансовых средств, что способству­ет финансовой устойчивости предприятия. При этом прибыль — по­стоянно воспроизводимый источник финансовых средств и ее вос­производство при успешной деятельности осуществляется на расширенной основе.

Социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, пе­речисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообло­жения, направляются на реализацию различных общегосударственных социальных программ, и в первую очередь эти средства на­правляются на поддержку социально незащищенных слоев населения. Кроме этого, социальная роль прибыли предприятия проявляется в том, что она служит источником внешней благотворитель­ной деятельности предприятия, которая осуществляется путем
финансирования отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы и т.п.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятель­ности обеспечивает потребности самого предприятия и государ­ства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (ба­лансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном вы­ражении.

Существуют четыре источника получения прибыли:

1) реализация продукции (работ, услуг);

2) реализация основных средств;

3) реализация прочих активов (материалов, МБП, цен­ных бумаг);

4) внереализационные операции в виде разницы между доходами и расходами по ним.

К внереализационным операциям относятся:

- доходы от долевого участия в других предприятиях;

- дивиденды по ценным бумагам;

- доходы от сдачи имущества в аренду;

- курсовые валютные разницы;

- присужденные штрафы;

- проценты по депозитным вкладам;

- прочие.

Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:

- прибыль от реализации товарной продукции;

- прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетовар­ного характера;

- прибыль от реализации основных фондов и другого имуще­ства;

- прибыль от внереализационных доходов и расходов.

Основными методами планирования прибыли являются:

- метод прямого счета;

- аналитический метод;

- метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как пра­вило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущ­ность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Расчет ве­дется по формуле:

П = (В х Ц) - (В х С),

где П — плановая прибыль;

В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в нату­ральном выражении;

Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: