Прибыль является конечным финансовым результатом предпринимательской деятельности организаций и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию представляет разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности, а в условиях товарно-денежных отношений на уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.
Экономический успех деятельности предприятия выражается в прибыли.
В первую очередь прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом, так как механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды позволяет наполнять доходную часть государственных бюджетов всех уровней. В результате государство имеет возможность выполнять возложенные на него функции.
Прибыль предприятия — основная цель предпринимательской деятельности и основной побудительный мотив осуществления любого вида деятельности. Причем высокий уровень прибыли важен не только для собственников предприятия, но и для менеджеров-руководителей, и для всего остального персонала предприятия.
Роль прибыли предприятия заключается и в том, что она рассматривается как критерий эффективности конкретной производственно-хозяйственной деятельности.
Кроме того, прибыль выступает основным внутренним источником формирования собственных финансовых ресурсов предприятия, которые обеспечивают его развитие. Чем выше уровень прибыли предприятия в процессе его деятельности, тем меньше его потребность в привлечении внешних финансовых средств, что способствует финансовой устойчивости предприятия. При этом прибыль — постоянно воспроизводимый источник финансовых средств и ее воспроизводство при успешной деятельности осуществляется на расширенной основе.
Социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, направляются на реализацию различных общегосударственных социальных программ, и в первую очередь эти средства направляются на поддержку социально незащищенных слоев населения. Кроме этого, социальная роль прибыли предприятия проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, которая осуществляется путем
финансирования отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы и т.п.
Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому важно определить состав общей валовой (балансовой) прибыли предприятия и ее величину в абсолютном выражении.
Существуют четыре источника получения прибыли:
1) реализация продукции (работ, услуг);
2) реализация основных средств;
3) реализация прочих активов (материалов, МБП, ценных бумаг);
4) внереализационные операции в виде разницы между доходами и расходами по ним.
К внереализационным операциям относятся:
- доходы от долевого участия в других предприятиях;
- дивиденды по ценным бумагам;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- курсовые валютные разницы;
- присужденные штрафы;
- проценты по депозитным вкладам;
- прочие.
Общая (валовая) прибыль планируется раздельно по всем видам:
- прибыль от реализации товарной продукции;
- прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
- прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;
- прибыль от внереализационных доходов и расходов.
Основными методами планирования прибыли являются:
- метод прямого счета;
- аналитический метод;
- метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.
Расчет ведется по формуле:
П = (В х Ц) - (В х С),
где П — плановая прибыль;
В — выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);