Трансгосударственные и межгосударственные регионы

Классификация регионов

Урбанизация

Урбанизация - это процесс концентрации населения и производства в городах. В результате образуются системы городов, поглощающие значительную часть сельских поселений и сельского населения. Уменьшение сельского населения происходит в результате его миграции в города, включения сельских поселений в городскую черту растущих городов, преобразования крупнейших сельских поселений в городские поселки.

Развивающиеся города образуют агломерации. Слияния городских агломераций образуют мегаполисы, концентрирующие по несколько десятков миллионов человек (северо-восточное побережье США, восточно-центральное побережье острова Хонсю в Японии и т.д.).

Современной тенденцией урбанизации в развитых странах является переезд наиболее обеспеченной части населения из городских центров в более комфортабельные пригороды и поселки с хорошей транспортной доступностью (субурбанизация и дезурбанизация). В России эти процессы пока только в начальной стадии.

Обилие подходов к определению региона, породило и чрезвычайное разнообразие классификаций. Среди них можно выделить 4 основные группы.

1 группа классификаций - это простые регионы, выделяемые по единичным признакам.

В региональной экономике в качестве таких признаков чаще всего выступают:

- объем валового регионального продукта;

- темпы экономического роста;

- тип территориальной структуры хозяйства (поляризованный или гомогенный);

- коэффициент плотности населения;

- характер хозяйственной специализации региона.

2 группа классификаций - это сложные регионы, выделяемые на основе совокупности признаков. Например, широко известна классификация регионов, проводимая журналом "Эксперт" на основе двух интегральных показателей: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

3 группа классификаций - на основе выделения ключевых проблем регионального развития.

Вследствие совокупного действия исторической региональной дифференциации и факторов переходного периода в настоящее время большая часть территории России - это проблемные регионы.

Основные типы проблемных регионов:

1. Слаборазвитые (традиционно отсталые) - регионы, хронически отстающие от среднероссийского уровня (больше половины всех республик - Тыва, Мордовия, Марий Эл, Алтай, северокавказские республики), ряд областей европейской части;

2. Депрессивные - характеризуются наиболее глубоким спадом производства. Сюда относятся, в частности, регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие госзаказ и инвестиционный спрос;

3. Экологически опасные - регионы, испытывающие последствия различных природных и техногенных катастроф: Мурманск, Кемеровская область, Челябинская область и др.;

4. Приграничные (новые) - регионы, в которых необходимо создать пограничную и таможенную инфрастуктуру (субъекты РФ, граничащие со странами СНГ, а также свободные экономические зоны).

4 группа классификаций проводится с точки зрения возможностей региона осуществлять самостоятельную экономическую политику. Здесь, в частности, выделяются «планирующие» регионы, имеющие единые органы хозяйственного управления, и «плановые» регионы, лишенные подобных органов (например, Центрально-Черноземный район, Волго-Вятский, Прибалтийский, Приволжский).

Интернационализация и глобализация экономики приводят к определенной унификации национальных систем административно-территориального и экономического районирования, формированию транснациональных или трансгосударственных регионов. Этот процесс наибольшее развитие получил в рамках Европейского Союза.

Статистическое бюро ЕС (ЕвроСтат) применяет многоуровневое территориальное деление. Территориальная единица называется НАТС (nats - nomenclature of Territirial Units for Statistics).

Регионы первого ранга - (НАТС-1) - это субъекты федерации, автономные образования, крупные регионы (всего 77 регионов в 15 странах).

Регионы второго ранга (НАТС-2) - провинции, департаменты, правительственные округа (всего 206).

Регионы третьего ранга (НАТС-3) - графства, префектуры и т.п. (всего 1031).

Кроме того, в Европе образуются так называемые еврорегионы, включающие территории сопредельных государств. Например, еврорегион «Сарлотлюкс» включает Саар (ФРГ), Лотарингию (Франция) и государство Люксембург. В еврорегион «Нейсе» входят ряд восточных земель ФРГ, западные воеводства Польши и западные округа Чехии (все они расположены вдоль реки Нейсе). Еврорегионы имеют свои органы управления и права, частично выходящие за рамки юриспруденции государств, особенно в ЕС.

Приграничные регионы России также вовлекаются в процесс формирования транснациональных регионов. Этот феномен наблюдается на границах с Финляндией, Белоруссией, Украиной, Казахстаном, где трансграничные регионы объединены в ассоциации сотрудничества.

Понятие регион применяется и по отношению к международным сообществам - регионам мира. Некоторые из них имеют наднациональные институты координации и (или) управления - например, регион ЕС, регион СНГ, северо-американская ассоциация свободной торговли. Другие крупные региональные сообщества, прежде всего Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), только формируют межгосударственные институты. Так, в 1998 году создан межправительственный форум «Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество» (АТЭС). В настоящее время АТЭС объединяет 21 страну, в нее принята и Россия.

Либерализация национальных рынков товаров, труда, капитала, информации, стимулирует развитие отношений между национальными регионами и формирование транснациональных регионов. Современный мир - мир регионов.

Таким образом, в мире существует множество регионально-государственных иерархий. Но поскольку в большинстве стран, за исключением предельно централизованных и тоталитарных, регионы являются открытыми системами и могут контактировать с другими регионами за пределами страны, связующим элементом иерархической системы регионов являются не только вертикальные, но и горизонтальные связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: