Объемные и качественные.
Классификация показателей и формы их взаимосвязи
Прием сравнения в экономическом анализе
Сравнение величин одноименных показателей – общенаучный прием. Он применяется для количественной и качественной оценки изменений уровня исследуемых явлений. Результаты сравнения выражаются абсолютными и относительными величинами, показывающими, на сколько единиц, во сколько раз (или на сколько процентов) изучаемое явление больше или меньше взятых за базу для сравнения. В качестве базы для сравнения могут быть приняты: план, отчетные данные предшествующих периодов, среднеотраслевые величины показателей, данные однотипных предприятий (конкурентов) и т. п.
ПРИМЕР
2003г.(факт) бизнес-план на 2004 2004г. (факт)
планируемое отклонение
изм-е пок. от плана
фактическое
отклонение
Особая проблема использования приема сравнения – это обеспечение сопоставимости показателей в условиях инфляции. Наиболее простым способом ее решения является пересчет показателей на индекс роста цен. Такая информация содержится в статистических справочниках, профессиональных изданиях и т. п. Причем, чем больше групп продукции (работ, услуг) будет выделено при расчете индексов цен, тем точнее будут результаты индексации.
|
|
Анализ финансово-хозяйственной деятельности основан на системе показателей, которые делятся на
Объемные показатели характеризуют абсолютный размер изучаемого явления. Признаком объемных показателей является возможность их суммирования по анализируемой совокупности. Например, изучаемая совокупность – промышленное предприятие, производящее продукцию А и Б в разных цехах. Расходы цехов на производство продукции складываются в общую сумму расходов по предприятию. Следовательно, показатель «расходы» является объемным. К объемным относятся также показатели, исчисляемые как средние хронологические величины на базе объемных показателей. Это среднесписочная численность работников, среднегодовая стоимость активов, основных фондов и оборотных средств и т. д.
Качественные показатели непосредственно не суммируются. Они исчисляются как средние или относительные величины. Например, средняя цена и себестоимость продукции, рентабельность, производительность труда, фондоотдача, материалоотдача, удельные веса.
Отчетные показатели получаются в результате наблюдения за реально протекающими явлениями.
Расчетные показатели определяются расчетным путем на основе известных закономерностей в развитии изучаемых явлений. К ним относятся показатели бизнес-плана, нормы и нормативы.
Отчетные и расчетные показатели могут быть первичными и производными
Первичные показатели являются неделимым, неразлагаемыми. Они фиксируются в первичных документах.
Производные показатели образуются путем счетной и логической обработки первичных.