Проблемы и перспективы подготовки мастеров производственного обучения

Индустриально-педагогическое образование как одно из звеньев системы среднего профессионального образования сложилась давно.

Индустриально-педагогические техникумы и колледжи готовят педагогические кадры для непрерывного профессионального образо­вания: мастеров производственного обучения (в первую очередь для образовательных учреждений начального профессионального обра­зования, а также для учреждений других уровней профессионального образования), социальных педагогов, учителей труда и черчения, учителей физкультуры и др. Подготовка в индустриально-педагоги­ческих техникумах и колледжах ведется в соответствии с Классифи­катором специальностей среднего профессионального образования и по образовательным программам этого уровня обучения.

Подготовка мастеров производственного обучения осуществляет­ся на базе общего (полного) среднего образования и уровня квалифи­кации не ниже предусмотренного при подготовке рабочих соответст­вующих профессий. Таким образом, основным источником абитури­ентов для индустриально-педагогических техникумов и колледжей являются образовательные учреждения начального профессиональ­ного образования. В отдельных случаях получение общего (полного) среднего образования осуществляется в стенах индустриально-педа­гогического техникума. Максимальный срок подготовки мастера про­изводственного обучения составляет 2 года 10 месяцев.

Подготовка мастера производственного обучения осуществляется по трем направлениям:

1) Основная подготовка: мастер производственного обучения, до­полнительная квалификация — техник;

2) Основная подготовка — техник, дополнительная квалифика­ция — мастер производственного обучения;

3) Подготовка мастера производственного обучения после получе­ния среднего или высшего профессионального образования.

При окончании ИПТ специалист может работать в профессио­нальных образовательных учреждениях любого типа, осуществляя воспитание и профессиональное обучение обучаемых.

В соответствии с общенаучной, общепрофессиональной и специ­альной подготовкой такой специалист может выполнять работы на предприятиях и в организациях, связанных с:


— управлением деятельностью первичных подразделений произ­водства;

— эксплуатацией и управлением сложных технических систем и оборудования согласно профилю специализации;

— разработкой и оформлением конструкторской и технологиче­ской документацией, контролем технологической дисциплины;

— подготовкой и обработкой статистической, рекламной и дру­гой информации для реализации инженерно-технических и уп­равленческих решений, связанных с качеством выпускаемой продукции.

Основными видами профессиональной деятельности выпускни­ка ИПТ являются:

— обучение профессиональным знаниям и умениям в соответст­вии со специализацией и образовательными программами професси­ональных образовательных учреждений и воспитание;

— постоянное сотрудничество с родителями по вопросам обучения и воспитания, проведение в необходимых случаях просветительно-педагогической работы с родителями;

— создание благоприятных психолого-педагогических условий для разнообразной и содержательной деятельности обучаемых;

— педагогическое самообразование с целью повышения уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства;

— планирование и организация работы первичного трудового кол­лектива;

— обеспечение выполнения заданий и договорных обязательств;

— техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация оборудова­ния в соответствии с профилем подготовки;

— внедрение новых технологий;

— применение обоснованных управленческих решений и конт­роль за их выполнением.

При этом мастер производственного обучения может также адап­тироваться к таким видам профессиональной деятельности, как:

— высококвалифицированного рабочего на производстве;

— бригадира, мастера, техника, старшего мастера на производстве в соответствии с профилем подготовки.

Выпускник имеет возможность продолжить свое образование в учебных учреждениях соответствующего профиля системы высшего профессионального образования.

Общие требования к образованности специалистов

В части общекультурной образованности выпускник отвечает следующим требованиям:

— знает основные закономерности развития природы и общества;

— знает и готов соблюдать этические и правовые нормы, опреде­ляющие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде; проявляет уважение к принципам человеческого общежития, межэтническую терпимость;


имеет целостное представление об общественных и педагогиче­ских процессах и явлениях, их взаимосвязи и взаимообусловленно­сти, понимает возможности педагогического воздействия и обладает чувством педагогической убежденности и оптимизма при решении профессиональных задач;

—знает государственный язык Российской Федерации — русский; свободно владеет языком, на котором ведет обучение;

—осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности.

В части владения методами учебно-познавательной деятельности и профессиональной компетентности отвечает следующим требованиям:

—понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, имеет сформированные профессиональные интересы, знаком с основными проблемами в области профессиональной дея­тельности, обладает чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;

—знает Международную конвенцию о правах ребенка, Закон «Об образовании РФ»; основную нормативную и учебно-программную документацию и методические рекомендации по вопросам воспита­ния и профессионального обучения, способен содействовать охране прав личности обучаемого;

—владеет лексическим минимумом иностранного языка, спосо­бен продолжать его изучение и осуществлять профессиональную де­ятельность в иноязычной сфере;

—способен в условиях развития техники и изменяющейся соци­альной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания с использованием современных технологий;

—владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятель­ности;

—готов при реализации профессиональных функций решать за­дачи с известными алгоритмами решений;

—владеет навыками одной из рабочих профессий в соответствии с профилем подготовки;

—подготовлен к взаимодействию с коллегами по работе в коллек­тиве, знаком с методами управления и организации работы исполни­телей;

—умеет рационально организовывать свой труд, владеет обще­трудовыми навыками и умениями (планирование работы, анализ вы­полненной работы, организация рабочего места и др.);

—способен к самоанализу результатов и процесса собственного труда, постановки и реализации задач в области профессионального самосовершенствования, установлению соответствия своей профес­сиональной деятельности изменяющимся требованиям;

—методически и психологически готов к изменению вида и харак­тера своей профессиональной деятельности.


По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специалист знает:

—важнейшие этапы развития гуманитарного и социально-эконо­мического знания;

—особенности формирования личности в современных условиях;

—значения культуры в человеческой жизнедеятельности, формы и типы культур, основные культурно-исторические центры, историю культуры России, ее место в мировой цивилизации;

—экономические и правовые аспекты собственности, форм хозяй­ствования;

—показатели национального дохода, а также основы развития государственного сектора экономики;

—права и свободы человека и гражданина;

—основы российской правовой системы и законодательства, пра­вовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности;

—основы трудового законодательства, нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности.

Кроме этого, специалист имеет научное представление о при­роде возникновения общностей и социальных групп; знает вопросы планирования и управления социальными и политическими процес­сами, знания экономики в жизни общества, факторы и возможности производства.

Специалист умеет:

—понимать существо социальных отношений и взаимодействий между индивидуалами и группами;

—разбираться в политической жизни современных обществ, по­литической системы, политических режимов, принципах организа­ций государственной власти;

—разбираться в основах научных, философских и религиозных картинах мирозданий, сущности, назначении и смысле жизни чело­века, в многообразии форм человеческого знания, в этических ценно­стях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

—ориентироваться в видах и характере рыночных отношений;

—разбирается в организации бизнеса, имеет представление о мар­кетинге и менеджменте;

—владеет лексическим минимумом одного из иностранных язы­ков и грамматическим минимумом, включающим грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным фор­мам обучения;

—читает литературу со словарем на иностранном языке, перево­дит тексты со словарем.

По циклу общепрофессиональных дисциплин специалист знает:

—виды конструкторской документации, требования стандартов ЕСКД по оформлению чертежей и схем, условности изображений на чертежах;

—основные сведения о технологическом оборудовании;


основы электротехники, электрических машин и аппаратов, электронной техники;

— основные свойства металлов, сплавов, конструкционных мате­риалов и их использования;

— основные законы статики, кинематики и динамики;

— виды деформации, методику расчетов элементов в конструкции на прочность, жесткость и устойчивость;

— конструкцию, основные параметры, критерии работоспособно­сти, методы проектирования и расчета типовых деталей, узлов и аг­регатов;

— основные сведения о взаимозаменяемости, принцип действия измерительных средств;

— основы маркетинга и менеджмента;

— основные требования научной организации труда при проекти­ровании и реализации технологических процессов;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, произ­водственной санитарии и пожарной защиты;

— меры по созданию и поддержанию экологической чистоты про­изводства и охране окружающей среды;

— основы трудового законодательства.
Специалист умеет:

—выполнять изображения (виды, размеры, сечения) на комплек­сном чертеже, резьбовые соединения и зубчатые передачи с примене­нием условных изображений, эскизы деталей;

—выбирать типы приборов для контроля и управления качеством простейших деталей и узлов агрегатов и машин.

Специалист владеет навыками:

—конструирования деталей, узлов и механизмов;

—проекционного черчения;

—использования вычислительной техники.

Требования к знаниям и умениям специалиста по профессио­нальной подготовке представлены тремя составляющими:

—по дисциплинам медико-биологической подготовки;

—по дисциплинам психолого-педагогической подготовки;

—по циклу специальных дисциплин.

По дисциплинам медико-биологической подготовки специалист владеет знаниями:

—о биологической природе и целостности организма человека;

—о здоровом образе жизни и его основополагающих прин­ципах;

—о наиболее распространенных заболеваниях, являющихся глав­ной причиной ранней инвалидности и смертности населения, об их факторах риска и основных методах профилактики в различные пе­риоды жизни человека;

—об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитию их организма, о функциональных нарушениях и их коррек­ции в разные периоды детства;


— о профилактике и коррекции привычек, наносящих ущерб здо­ровью, о защите от неблагоприятного влияния социальной среды;

— об опасных и чрезвычайных ситуациях среды обитания природ­ного, техногенного и социального происхождения;

— о правовых, нормативно-технических и организационных осно­вах безопасности жизнедеятельности;

— о структуре гражданской обороны, ее предназначении и задачах.

Кроме этого, он владеет навыками оказания первой медицинской помощи детям и взрослым.

По дисциплинам психолого-педагогической подготовки специа­лист владеет:

— системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

— системой знаний об истории и современных тенденциях разви­тия психолого-педагогических концепций и предметных методик;

— системой знаний о человеке как субъекте образовательного про­цесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

— системой знаний о закономерностях психического развития; факторах, способствующих личностному росту; направляет самораз­витие и самовоспитание личности;

— системой знаний о закономерностях общения и способах управ­ления индивидом и группой; умениями педагогического общения;

— основными психолого-педагогическими критериями примене­ния компьютерной техники в образовательном процессе;

— умениями психолого-педагогической диагностики;

— умениями проектирования, реализации, оценивания и коррек­ции образовательного процесса;

— основами разработки учебно-программной документации и
умеет использовать их для формирования содержания обучения;

—методами проектирования структуры и содержания учебно про­изводственных работ, способами дидактического оснащения занятий;

—методами формирования и совершенствования профессиональ­ных навыков и умений учащихся; методикой формирования устойчи­вой профессиональной направленности личности.

Кроме того, специалист знает особенности детей с отклонениями в развитии, систему образовательных учреждений и основы управле­ния ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследо­вательской работы в сфере профессионального образования, а также умеет организовать внеучебную деятельность и производственный труд учащихся, образовательный процесс в различных социо-куль-турных условиях, обеспечивать подбор, техническое обслуживание и модернизацию учебного оборудования; обладает системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современ­ных психолого-педагогических технологиях; владеет технологиями развивающего обучения.


Требования к знаниям и умениям по циклу специальных дис­циплин формируются согласно специализации, по которой осуще­ствляется подготовка мастера производственного обучения.

Таким образом, содержание подготовки мастера производствен­ного обучения имеет две составляющие: профессиональная подготов­ка по конкретной специальности Классификатора специальностей среднего профессионального образования и психолого-педагогиче­ская подготовка, позволяющая выпускнику данного профессиональ­ного учреждения иметь систему знаний и умений для будущей педа­гогической деятельности.

Несмотря на различные варианты подготовки мастеров производ­ственного обучения, должен быть реализован минимум содержания основной профессиональной образовательной программы.

Структура цикла общих гуманитарных и социальных экономиче­ских дисциплин на базе среднего (полного) общего образования включает:

Основные дисциплины 544 ч.

Основы философии

Основы экономики

Основы социологии и политологии 160

Основы права

Иностранный язык 128

Физическая культура (4 час. в нед.) (256)

Структура цикла общих гуманитарных и социально-экономиче­ских дисциплин на базе основного общего образования включает:


Основные дисциплины  
История  
Литература  
Иностранный язык  

Физическая культура (4 час. в нед.) (366)

Основы философии

Основы экономики

Основы социологии и политологии 160

Основы права

Иностранный язык 128

Физическая культура (4 час. в нед.) (256)




Обязательный минимум содержания по общетехническим и об­щепрофессиональным дисциплинам, а также дисциплинам специа­лизации устанавливается соответствующим стандартом этой специ­альности.

Ниже приводится обязательный минимум содержания обучения по психолого-педагогическому циклу.



Педагогика Психология


100 часов 90


Возрастная физиология

и гигиена 30

Организация и методика
производственного обучения 120

Технические средства обучения

и новые информационные

технологии обучения 70

Организация и методика
воспитательной работы 60

В современных условиях для индустриально-педагогических техникумов и колледжей актуальной является задача совершен­ствования как базовой, так и профильной подготовки. Целесооб­разно в базовую подготовку мастера производственного обу­чения включить самостоятельные учебные курсы по мировой духовной культуре, человековедению, гуманистической фило­софии. Важное значение в подготовке мастера производственно­го обучения приобретает базовая основа современного содержа­ния гуманистического воспитания, в которую может быть вклю­чено:

— Воспитание гуманистического мировоззрения, предлагающее осознанное усвоение общечеловеческих ценностей;

— Овладение основными сферами жизнедеятельности;

— Освоение общечеловеческой и национальной культуры;

— Формирование поведения, как гражданина;

— Самоанализ, самооценка и самовоспитание, другие способы самосовершенствования и саморегуляции поведения.

Базовое содержание воспитания необходимо корректировать по возрастным, индивидуально-личностным, национальным и религи­озным признакам.


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решение проблем конкурентоспособности выпускников и изменения в деятельности профессиональных учебных заведений потребовали опережающих коренных преобразований в повышении квалификации руководства и инженерно-педагогических работников профессионального образования.

Являясь звеном непрерывного образования, повышение квалифи­кации решает задачу удовлетворения профессионально-образова­тельных потребностей специалистов учреждений и учебных заве­дений профессионального образования, а также отдельных личностей в повышении их профессиональной компетентности.

Оставаясь, с одной стороны, механизмом реализации государст­венной политики, с другой стороны, являясь сервисной сферой, оно создает условия для реализации интеллектуального потенциала спе­циалиста на всем протяжении его профессиональной карьеры, реша­ет задачи социальной защиты личности за счет повышения ее конку­рентоспособности на рынке труда.

Неоднозначность задач повышения квалификации диктует необ­ходимость создания его новой модели, позволяющей:

—задавать приоритетные направления в повышении квалификации,

—предоставлять образовательные услуги в соответствии с про­фессиональными потребностями учебных заведений, служб занято­сти и отдельных личностей,

—обеспечивать системность и целостность организации повыше­ния квалификации в контексте процессов реформирования и разви­тия профессионального образования.

Основные функции повышения квалификации сводятся к следующему.

1. Диагностическая — определение склонностей и способностей слушателей, выявление их уровня подготовленности и индивидуаль­но-психологических особенностей — с целью обеспечения действен­ности повышения квалификации.

2. Компенсаторная — ликвидация пробелов в образовании, свя­занных с недополучением психолого-педагогических знаний препо­давателями общетехнических и специальных предметов и мастерами производственного обучения в процессе их профессионального обра­зования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимо­стью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями.

3. Адаптационная — развитие информационной культуры, обуче­ние самообразованию, основам педагогического менеджмента и уме­ниям проектирования универсальных педагогических технологий и систем — с целью ориентации в деятельности при смене статуса учеб­ного заведения, профиля подготовки, должности, места работы.


4. Познавательная — удовлетворение информационных, профес­сиональных и интеллектуальных потребностей личности.

5. Прогностическая — раскрытие творческого потенциала слуша­телей, выявление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Содержание повышения квалификации проектируется с учетом того, что эффективность обучения в профессиональном учебном за­ведении определяется как уровнем квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, так и их ценностными ори-ентациями. Исходя из специфики труда, инженерно-педагогиче­ские работники являются не столько источниками учебно-познава­тельной, учебно-производственной и этической информации, орга­низаторами деятельности и общения обучающихся, сколько носителями культуры.

Если уровень квалификации педагога непосредственно связан с его профессиональной компетентностью, предполагающей сфор-мированность профессионально-предметных и педагогических знаний и умений, владение навыками межличностных коммуника­ций, готовность к творчеству и т. д., то ценностные ориентации, имея личностный смысл для педагога, принципиально характери­зуют индивидуальный стиль его деятельности, определяя процеду­ры поиска и формирования педагогической задачи. Решающее зна­чение этических установок в постановке проблем и конкретизации путей их достижения, а также основополагающая роль аксиологи­ческой стороны процесса профессионального мышления педагога по сравнению с понятийно-логической (гносеологической, гности­ческой, когнитивной), определяют необходимость предусмотреть в реализации образовательных программ аксиологическую на­правленность. Это достигается введением культурологического и обществоведческого содержания в повышении квалификации, где наряду с вопросами истории культуры и государства, рассматрива­ются подходы к освоению педагогических идей и теорий, разраба­тываемых различными учеными и научными школами в русле мно­гообразных философских воззрений — каждый слушатель вправе определить для себя приемлемые идеи и теории, являющиеся его педагогическим кредо.

Основополагающими положениями повышения квалификации являются:

1. Реализация многоуровневого, разнопрофильного, вариативного
повышения квалификации; интегративность (взаимовозникающая
проблемная, методологическая, терминологическая связь в содержании
курсов) и индивидуальность (персонификация учебного материала).

2. Системный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы к обучению.

3. Проблемность, развитие творческого профессионально-педаго­
гического мышления слушателей и умений их самореализации в дея­
тельности.


Повышение педаго­гической квалифика­ции


Развитие креативно-аналитического мышления с аксиологи­ческой направленностью



Развитие умений ум­ственной и практиче­ской деятельности


Развитие общепеда­гогических умении


Развитие эмоцио­нальной устойчиво­сти, умении воздейст­вовать на другого че­ловека


Формирование по­требностей и разви­тие способностей по­полнять профессио­нальные знания


Развитие профессио­
нальной компетент­
ности общей эруди­
ции, укрепление
гражданской пози­
ции



Обучение мам


алгорит-


Развитие творческого
мышления, обучение
творчеству_________



Выявление уровня подготовленности и индивидуальных осо­бенностей обучаю­щихся

Планирование и про­гнозирование резуль­татов

Составление про­граммы педагогиче­ского взаимодействия

Организация педаго­гического процесса, корректировка дея­тельности

Оценка результатов, постановка новых ди­дактических целей


Умение анализиро­вать, сравнивать, сис­тематизировать, классифицировать, синтезировать, обоб­щать, принимать не­стандартные решения


Аналитико-диагностических

Прогностических Конструктивных

Организаторских

Коммуникативных Когнитивных

Рефлексивных


Овладение навыками и умениями педагоги­ческого общения; пе­дагогическим менед­жментом


Постоянное знаком- Экономико-правовой, ство с инновациями в культурологический педагогической науке цикл предметов с пе-и практике, с зару- дагогической направ-бежным педагогиче- ленностью ским опытом; стиму­лирование внутрен­ней мотивации


Рис. 16. Содержание повышения педагогической квалификации руководства и инженерно-педагогических работников


4. Диалогичность и организация деятельности в процессе обуче­ния на основе гуманистической психологии и человекоцентристского подхода в обучении.

Учебно-тематические планы и образовательные программы, как правило, строятся по блочно-модульному принципу и позволя­ют вариативно и гибко осуществить отбор содержания обучения, в зависимости от целей повышения квалификации, потребностей слушателей, уровня их подготовленности и индивидуальных осо­бенностей.

Многообразие возможных вариантов образовательных программ и учебных планов определяет структуру повышения квалификации.

В зависимости от вида образовательных программ повышение ква­лификации подразделяется на педагогическое, предметно-профес­сиональное, специальное.

Педагогическое повышение квалификации направлено, в пер­вую очередь, на перестройку сознания руководства и инженерно-педагогических кадров, ориентацию их на новое профессиональное мышление, основой которого является как творчество, так и ценно­сти личности. Кроме того, оно решает конкретные проблемы слу­шателей по овладению педагогическим мастерством, навыками и умениями управления, проектирования педагогических техно­логий.

В основе педагогического повышения квалификации — развитие креативно-аналитического мышления с аксиологической направлен­ностью. Оно включает:

— развитие умений умственной и практической деятельности;

— развитие общепедагогических умений;

— развитие эмоциональной устойчивости и умений воздейство­вать на другого человека;

— формирование потребностей и развитие способностей непре­рывно и целенаправленно пополнять профессиональные знания, в том числе методические и психологические;

— развитие профессиональной компетентности, общей эрудиции и укрепление гражданской позиции.

Содержание повышения педагогической квалификации руко­водства и инженерно-педагогических работников профессиональ­ного образования раскрыто на рис. 16.

Предметно-профессиональное повышение квалификации связа­но с углублением, совершенствованием и обновлением знаний и уме­ний по предмету. Оно осуществляется для специалистов в области новых информационных технологий обучения, для преподавателей гуманитарного и культурологического циклов, для преподавателей общетехнических и специальных предметов, а также для мастеров производственного обучения (стажировка).

Стажировка мастеров производственного обучения и, при необ­ходимости, преподавателей специальных предметов, организуется на базе специально созданных профильных кафедр института повыше-


ния квалификации, расположенных в опорных профессиональных учебных заведениях, имеющих соответствующее материально-тех­ническое оснащение. Руководство стажировкой возлагается на опыт­ных специалистов высокой квалификации.

Создание кафедр в ведущих учебных заведениях позволяет ре­шать проблемы реального сочетания теории с практикой, обоснован­ного взаимного обогащения инновациями и обеспечения развития (не функционирования) как института, так и учебного заведения.

Специальное повышение квалификации может быть проведено по интегрированному учебному плану, разработанному в соответствии с потребностями учебных заведений или индивидуально-личностными запросами слушателей.

Повышение квалификации может осуществляться:

— по очной, очно-заочной, заочной формам обучения;

— на базе учебного заведения, на базе института;

— с подготовкой на Пкатегорию, на I категорию, на высшую кате­горию;

— с организацией сочетания теоретических и практических заня­тий, а также педагогической стажировки и производственной стажи­ровки;

— с вариативными сроками обучения: от 36 час до 288 часов по очной форме обучения и до 600 часов по заочной форме обучения.

Организация обучения с учетом особенностей работы в аудито­рии взрослых, где слушатели отличаются не только своей психоло­гической индивидуальностью, опытом, возрастом, должностью, но и образованием, требует применения личностно-ориентированных педагогических технологий. Прочно укоренившаяся в системе повы­шения квалификации деятельность по реализации информативной функции заменяется на технологии, реализующие развивающую функцию.

Личностно-ориентированные педагогические технологии повы­шения квалификации инженерно-педагогических работников в своей основе опираются на следующие постулаты.

1. Признание слушателей главной действующей фигурой процес­са повышения квалификации.

2. Ориентация на субъективный опыт и психологические особен­ности слушателей.

3. Признание двух равноправных источников процесса повыше­ния квалификации: обучение и самообучение.

Личностно-ориентированные педагогические технологии подраз­деляются на социально-педагогические, предметно-дидактические, деятельностно-психологические.

Социально-педагогические технологии ставят своей целью со­вершенствование уровня профессиональной деятельности слуша­телей до требований социального заказа общества; они реализуют­ся в настоящее время посредством многоуровневого повышения квалификации.


Предметно-дидактические технологии связаны с профессиональ­но-предметным содержанием. Это своеобразная предметная диффе­ренциация, построенная с учетом профиля, сложности и объема учеб­ного материала, обеспечивающая индивидуальный подход в обуче­нии. Предметная дифференциация требует выявления:

—предпочтений слушателей к работе с материалом разного содер­жания, отличающегося по степени объективной трудности, новизны, уровню интегративности, рациональным приемам усвоения, сложно­сти переработки;

—интересов к его углубленному изучению;

—предпочтений к разным организационным формам, типам уро­ков. Дифференциация необходима для оптимальной поддержки раз­вития личности. Она дает основу для разработки содержания про­грамм, дидактических средств.

Деятельностно-психологические технологии сводятся к организации различного рода деятельности в зависимости от познавательных способ­ностей, понимаемых как сложное психологическое образование, обус­ловленное генетически, анатомо-физиологически, социально.

Целью образовательного процесса, с позиции деятельностно-пси-хологических технологий, является развитие, коррекция обучаемо­сти, оценка, анализ. При этом организация деятельности обучения и самообучения осуществляется в зависимости от индивидуальности слушателя: структуры личности, психологических свойств, готовно­сти к деятельности и общению.

Каждый вид задания, коллективной или индивидуальной деятель­ности по-разному могут быть восприняты слушателями, а значит, вызовут неадекватную целям активность в работе — поэтому они подбираются соответственно индивидуальным особенностям лично­сти таким образом, чтобы слушатель проявил себя наилучшим обра­зом, чтобы для него, как индивида и профессионала, в наибольшей степени осуществлялось приращение интеллектуальных способно­стей и профессиональной компетентности в целом.

Результаты повышения квалификации оцениваются по участию слушателей в деловых играх, конференциях, по качеству выполне­ния контрольных работ и разработки педагогических технологий, педагогических проектов.

Обобщение содержания инновационных технологий повышения квалификации и сравнение их составляющих с традиционным повы­шением квалификации показано в таблице 8.

Методологическими подходами к формированию личности ин­женерно-педагогических кадров в системе повышения их квалифи­кации должно стать осознание общественных требований к новому типу рабочего. Необходим новый подход в деле повышения квали­фикации педагогических кадров — программно-целевой подход, являющийся важным средством повышения эффективности управ­ления педагогическим потенциалом учебных заведений профтех­образования.


Таблица 8

Характеристики и ком­поненты процесса по­вышения квалифика­ции Традиционное повыше­ние квалификации Составляющие иннова- j ционных технологий
Задачи Выполнение социального заказа по повышению уров­ня квалификации Удовлетворение професси­онально-образовательных потребностей личности
Организационные структуры Педагогические и предмет­но-профессиональные ка­федры института Создание дополнительных профильных кафедр на ба­зе учебных заведений
Содержание Ориентация на формиро­вание системы педагогиче­ских и предметно-профес­сиональных знаний и уме­ний Ориентация на профессио­нальную компетентность, на развитие креативно-аналитического мышления с аксиологической направ­ленностью
Учебные планы и программы Типовые, единые Блочно-модульные, вариа­тивные, многоуровневые, разнопрофильные
Организация обучения Единая, предметная, (пе­речень предметов, ориен­тированных на выполнение социального заказа) Предметная дифференциа­ция, выбор проблем обуче­ния, ориентация на преоб­ладание интересов личности
Функции обучения Информативная Развивающая
Организационные формы и методы обучения Преимущественно пассив­ные, репродуктивные Активные формы и методы обучения, личностно-ори-ентированные, деятельно-стные технологии обучения
Результаты обучения Единые, планируемые. Оцениваются по результа­там экзамена, курсовой ра­боты. Дифференцированные. Оцениваются по результа­там участия в деловых иг­рах, выполнения индиви­дуальных заданий, педаго­гических проектов.

ГЛАВА XIII




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: