Лекция 6. Проверка систем качества

Резюме

Рис. 17. Взаимосвязь между стандартами

ISO 9001, 9002, 9003 версии 1994 г.

Серией стандартов ИСО 9000:1987 и 1994 гг. было предусмотрено три стандарта, которым может соответствовать система каче­ства:

Ø система качества полного производственного цикла – от проектирования новых видов изделий, их производства и реализации, до технического обслуживания готовой продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9001:1994.

Ø система качества для производственного цикла, не вклю­чающего проектирование, т. е. для выпуска традиционной продукции. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9002:1994.

Ø система качества для организаций, осуществляющих толь­ко контроль готовой продукции, не занимаясь ее производством, к примеру, для торговых организаций и представительств. Такая система качества должна соответствовать стандарту ИСО 9003:1994.

Однако и эта версия данных стандартов содержала существенные недостатки. Совершенствование системы управления качеством на основе этих стандартов нередко приводило к излишней формализации и бюрократизации управления.

Кардинальное совершенствование данной версии стандартов произошло в 2000 г. Как сказано в стандарте ИСО 9000:2000, «целью новой системы менеджмента качества стали постоянные улучшения для увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон».

Комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов, теперь содержит 5 базовых стандартов:

Ø ISO 9000:2000 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества);

Ø ISO 9001:2000 «Система менеджмента качества. Требования» (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);

Ø ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность дея­тельности предприятий);

Ø ISO 19011:2000 «Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды» (содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды);

Ø ISO 10012 «Обеспечение качества измерительного оборудования».

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию, что облегчает их совместное использование. Они могут использоваться как совместно, так и раз­дельно.

Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. При этом стандарт ISO 9001 излагает минимальные требования к организации, обеспечивающие достижение удовлетворенности заказчика, a ISO 9004 служит для совершенствования деятельности в организации. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть раз­работаны конкретными отраслями.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность, т.е. принципиальная применимость ко всем без исключения видам деятельности.

Стандарт ISO 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования» заменяет стандарты ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г. Документ включает практически все требования ISO 9001-1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта - вместо «жесткого» деления требований на 20 элементов, что вызывало у многих предприятий (прежде всего малых или предоставляющих услуги) проблемы с адаптацией стандарта к их собственной организации, введены 5 основных разделов:

o система менеджмента качества (руководство по качеству, управление документацией, управление записями);

o ответственность руководства (политика в области качества, цели, планирование, система управления качеством, анализ со стороны руководства);

o менед­жмент ресурсов (управление людскими, информационными ресурсами, инфраструктурой);

o управление процессами (планирование процессов ЖЦП, удовлетворенность потребителей, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание);

o измерение, анализ и улучшение (проверки, управление процессами, постоянное улучшение).

Новая версия стандарта базируется на восьми принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качества (TQM):

1) Ориентация на потребителя. Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2) Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

3) Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

4) Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5) Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей.

6) Постоянное улучшение. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

7) Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

В основу стандарта положен процессный подход при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества. Преимущест­во процессного подхода состоит в непрерывности управления с целью повышения удовлетворенности потребителей путем вы­полнения их требований. На рис. 18 приведена модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе.

 
 


Рис. 18. Модель процесса менеджмента качества

Процессная модель может быть охарактеризована следующими особенностями:

1) Необходимостью измерения входных и выходных показа­телей любого процесса, а, следовательно, рассмотрение любой операции или деятельности организации, получающей входные и выходные оценки измерения, как процесса.

2) Оценка удовлетворенности потребителя как непременное условие для оценки качества всей системы. Выпускаемые това­ры или услуги должны соответствовать рынку. Следовательно, соответствовать рынку должно и качество продукции. Оно не должно быть ни слишком низким, ни излишне высоким, а именно таким, какое требуется покупателю. Отклик на степень удовлетворенности конечного потребителя и гибкое изменение всего производственного процесса с учетом результатов прово­димого анализа легли в основу концепции постоянного совер­шенствования системы качества.

3) Реализация для всей системы и каждого процесса замкнутого цикла управления. Концепция, содержащаяся в данных стандартах, базируется на подходе, получившем название цикла PDCA, или цикла Деминга. Замкнутый цикл решения проблем начинается с анализа взаимосвязи между результатами деятельности и причинами, их породившими. Чтобы предотвратить повторное появление при­чин, приводящих к нежелательным результатам работы, разраба­тываются и осуществляются меры по решению проблемы. Одним из важнейших моментов цикла PDCA является этап проверки результата, когда независимо от успеха или неудачи любой ре­зультат является значимым для предприятия. Именно на этих вы­водах базируются дальнейшие управленческие решения.

Перечисленные особенности являются весьма важными при формировании системы качества, основанной на процессном подходе. Ориен­тация же процессного подхода на постоянное совершенствова­ние требует не только специальной подготовки, но и хорошо организованной текущей работы организации.

Стандарт ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению качества» нацеливает организацию на учет и максимальное удовлетворение требований всех заинтересованных сторон: заказчиков, владельцев, персонал, поставщиков, общества. Иначе говоря, речь идет об обеспечении удовлетворенности заказчика способом, выгодным и предприятию, и другим упомянутым субъектам.

Пересмотренный стандарт ISO 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организации в интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества в целом. При этом в каждом разделе ISO 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ISO 9001:2000.

Действующий стандарт ISO 8402 преобразован в стандарт ISO 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт состоит из трех разделов:

o область применения;

o основные положения систем менеджмента качества (требования к системам, подход, политика и цели в области качества, документация);

o термины и определения (термины, относящиеся к качеству, менеджменту,
процессам и продукции, характеристикам, соответствию, документации, оценке, аудиту, обеспечению качества процессов измерения).

Стандарт ISO 9000 заменяет ISO 9000:1994 и ISO 8402. При этом «Словарь» (ISO 8402) подвергается пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть «старых» понятий.

Данные документы образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в международном сотрудничестве и развитию национальных экономик. Усиливающиеся условия конкуренции и потребность выхода на новые рынки внутри страны и за ее пре­делы для российских предприятий диктуют единственно возможный путь - работу в соответствии с международными нормами и правилами. Следует отметить, что принятые в августе 2001 г. российские стандарты в области обеспечения качества аутентичны международным стандартам и имеют показанные выше индексы обозначения (ГОСТ Р ИСО).

Содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов с целью развития сотрудничества и международного об­мена происходит при активном участии Международной организации по стандартизации, ИСО (The International Organization for Standardization, ISO).

Использование в деятельности предприятий систем качества, соответствующих стандартам серии ИСО 9000, является дейст­венным методом подхода к управлению в условиях современной мировой экономики. Требования, содержащиеся в настоящих стандартах, являются универсальными; они применимы ко всем организациям, предоставляющим товары или услуги, независимо от их типа, размера и отраслевой принадлежности. Их цель состоит в обеспечении общего руководства качеством и выработке требований к управлению организацией в целом.

Построение системы качества в соответствии с международными стандартами серии ИСО 9000:2000 выдвигает повышенные требования ко всем сферам деятельности предприятия. В основу стандартов положены основные принципы всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management, TQM), организация деятельности, основанная на процессном подходе, необходимость измерения результатов процессов, концепция постоянного совершенствования и необходимость реализации цикла Деминга для всей системы и каждого процесса в отдельности.

Вопросы самоконтроля

1. Чем была вызвана необходимость разработки международных стандартов ИСО серии 9000?

2. Что представляет собой структура системы международных стандартов ИСО серии 9000?

3. Каково назначение международных стандартов ИСО серии 9000?

4. В чем заключаются особенности версии стандартов ИСО 9000:2000 и каково ее отличие от предыдущей версии?

5. Каковы области применения международных стандартов ИСО серии 9000?

6. В чем особенности процессного подхода к организации обеспечения качества на основе стандартов ИСО серии 9000?

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: