Обеспечение качества в процессе технологической подготовки производства и при производстве продукции
Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства (оборудование, комплектующие, оснастка, инструмент, персонал, техническая документация и др.) обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации. Для этого система управления качеством должна обеспечивать работу всех элементов производства в управляемых условиях. Особое внимание следует уделить производственным процессам, формирующим параметры продукции, измерение которых связано с трудностями и большими экономическими затратами.
Обязательным элементом системы должен стать контроль испытания готовой продукции и процесса производства, а также оценка качества на основе проверки продукции, принятой ОТК. Для этого вырабатываются корректирующие мероприятия, стимулирование персонала на целенаправленное планомерное повышение качества изготовления.
Качество производства обеспечивается следующими мероприятиями:
1) планированием производственных операций, подробно документируемых в рабочих инструкциях;
2) техническим контролем производственных процессов;
3) созданием условий, исключающих возможность повреждения материалов, полуфабрикатов и продукции в ходе производства (соответствующим хранением, защитой и перемещением).
4) поверкой, калибровкой и испытаниями оборудования, инструментов и оснастки.
Система качества на послепроизводственных этапах обеспечивает качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже; предусматривает обеспечение ресурсами, условий и мероприятий, предотвращающих появление дефектов.
Все факторы, влияющие на качество продукции на этих этапах, должны находиться в управляемых условиях.
Качество на этих этапах ЖЦП обеспечивают:
1) планирование всех процессов;
2) создание условий, исключающих возможность порчи продукции до
отправки потребителю или в торговую сеть и при погрузочно-разгрузочных
работах;
3) грамотно составленная сопроводительная документация на продукцию;
4) поверка и испытание контрольно-измерительного и прочего оборудования, используемого при монтаже;
5) согласование взаимных обязательств продавцов и потребителей.
Резюме
К управлению качеством необходим системный поход, затрагивающий все этапы жизненного цикла продукта. Основной моделью качества в настоящее время является «петля качества». Она включает в себя все этапы Жизненного цикла продукции.
Качество продукции закладывается при маркетинговых исследованиях, конструкторских и технологических разработках, создается при изготовлении, но проявляется или реализуется лишь в эксплуатации.
Для качества как объекта управления характерны такие процессы, как планирование, контроль, анализ, регулирование. Значимую роль в управлении качеством продолжает играть контроль, предполагающий выявление брака и его причину. Эти процессы наряду с другими работами по обеспечению и совершенствованию качества происходят в рамках системы управления качеством организации.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведение определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.
Разработка системы качества продукции состоит из следующих этапов:
Ø информационное совещание;
Ø принятие решение о создании системы качества;
Ø разработка плана - графика создания системы качества;
Ø определение функций и задач системы качества;
Ø определение структурных подразделений;
Ø разработка структурной и функциональных схем управления качеством;
Ø определение состава документации системы качества;
Ø разработка нормативной документации и «Руководство по качеству»;
Ø внедрение системы качества продукции;
Ø проверка, отладка и совершенствование системы качества.
Вопросы самоконтроля
1. Из каких этапов состоит жизненный цикл продукции?
2. В чем заключается отличие «петли качества» от «спирали качества»?
3. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества?
4. Каковы требования к политике предприятия в области качества?
5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента качества?
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Лекция 5. Международные стандарты ИСО серии 9000:
их назначение, объекты, структура
В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существовали уже с середины 70-х годов. В первую очередь они разрабатывались и применялись в важнейших отраслях промышленности: ядерная энергетика, авиация, космонавтика, производство военной техники и др.
Международный опыт управления качеством обобщен в пакете международных стандартов ISO-9000. История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. XIX столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BS 5750, одобренных Британским институтом стандартов (BSI - British Standard Institute) в 1979 г.
В Великобритании, начиная с середины 70-х годов, все отрасли государственного сектора экономики разработали требования по обеспечению качества, которые были изложены в стандарте BS 5750 «Системы обеспечения качества, ч. 1,2,3». Эти требования сводились к тому, что «поставщики обязаны разрабатывать эффективную и экономически пригодную систему обеспечения качества, выпускать документацию на нее и способствовать ее функционированию». Стандарт применялся в целях обеспечения качества на этапах проектирования и создания атомных электростанций, установок для добычи нефти и газа в районе шельфа, общественных и производственных зданий и др. Стандарт BS 5750 и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) в марте 1987 г.
С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в 1979 г. в составе ISO был создан Технический комитете № 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества.
Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176).
Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве.
Данная версия не была свободна от принципиальных недостатков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: «В стандартах ИСО серии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения качества, удовлетворения потребителя или участия служащих... Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчиваются, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000, но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового класса».
В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стандартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенности потребителя посредством предупреждения выпуска несоответствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям.
Кратко раскроем содержание стандартов ISO серии 9000 версии 1994 г.:
Ø стандарт ISO 9001:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию, соответствующую установленным требования;
Ø стандарт ISO 9002:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика поставлять продукцию, соответствующую требованиям, по разработанному проекту. Поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта;
Ø стандарт ISO 9003:94 «Системы качества. Модель обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика выявлять любые несоответствия продукции и управлять утилизацией этой продукции в процесс окончательного контроля и испытаний.
Взаимосвязь между уровнями стандартов второй редакции ISO 9001, 9002, 9003 показана на рис. 17.