Обеспечение качества после производства продукции

Обеспечение качества в процессе технологической подготовки производства и при производстве продукции

Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства (оборудование, комплектующие, оснастка, инструмент, персонал, техническая документация и др.) обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации. Для этого система управления качеством должна обеспечивать работу всех элементов производства в управляемых условиях. Особое внимание следует уделить производственным процессам, формирующим параметры продукции, измерение которых связано с трудностями и большими экономическими затратами.

Обязательным элементом системы должен стать контроль испытания готовой продукции и процесса производства, а также оценка качества на основе проверки продукции, принятой ОТК. Для этого вырабатываются корректирующие мероприятия, сти­мулирование персонала на целенаправленное планомерное по­вышение качества изготовления.

Качество производства обеспечивается следующими мероприятиями:

1) планированием производственных операций, подробно документируемых в рабочих инструкциях;

2) техническим контролем производственных процессов;

3) созданием условий, исключающих возможность повреждения материалов, полуфабрикатов и продукции в ходе производства (соответствующим хранением, защитой и перемещением).

4) поверкой, калибровкой и испытаниями оборудования, инструментов и оснастки.

Система качества на послепроизводственных этапах обеспечивает качество продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже; предусматривает обеспечение ресурсами, условий и мероприятий, предотвращающих появление дефектов.

Все факторы, влияющие на качество продукции на этих этапах, должны находиться в управляемых условиях.

Качество на этих этапах ЖЦП обеспечивают:

1) планирование всех процессов;

2) создание условий, исключающих возможность порчи продукции до
отправки потребителю или в торговую сеть и при погрузочно-разгрузочных
работах;

3) грамотно составленная сопроводительная документация на продукцию;

4) поверка и испытание контрольно-измерительного и прочего оборудования, используемого при монтаже;

5) согласование взаимных обязательств продавцов и потребителей.

Резюме

К управлению качеством необходим системный поход, затрагивающий все этапы жизненного цикла продукта. Основной моделью качества в настоящее время является «петля качества». Она включает в себя все этапы Жизненного цикла продукции.

Качество продукции закладывается при маркетинговых исследованиях, конструкторских и технологических разработках, создается при изготовлении, но проявляется или реализуется лишь в эксплуатации.

Для качества как объекта управления характерны такие процессы, как планирование, контроль, анализ, регулирование. Значимую роль в управлении качеством продолжает играть контроль, предполагающий выявление брака и его причину. Эти процессы наряду с другими работами по обеспечению и совершенствованию качества происходят в рамках системы управления качеством организации.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспе­чение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Система управления качеством разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия и обеспечивает проведе­ние определенной политики в достижении поставленных целей. Масштабы системы качества должны соответствовать задачам и целям обеспечения качества.

Разработка системы качества продукции состоит из следую­щих этапов:

Ø информационное совещание;

Ø принятие решение о создании системы качества;

Ø разработка плана - графика создания системы качества;

Ø определение функций и задач системы качества;

Ø определение структурных подразделений;

Ø разработка структурной и функциональных схем управления качеством;

Ø определение состава документации системы качества;

Ø разработка нормативной документации и «Руководство по качеству»;

Ø внедрение системы качества продукции;

Ø проверка, отладка и совершенствование системы качества.

Вопросы самоконтроля

1. Из каких этапов состоит жизненный цикл продукции?

2. В чем заключается отличие «петли качества» от «спирали качества»?

3. В чем состоят основные преимущества внедрения систем менеджмента качества?

4. Каковы требования к политике предприятия в области качества?

5. Какова роль руководства предприятия во внедрении систем менеджмента качества?

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Лекция 5. Международные стандарты ИСО серии 9000:

их назначение, объекты, структура

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством су­ществовали уже с середины 70-х годов. В первую очередь они разрабатывались и применялись в важнейших отраслях промышленности: ядерная энергетика, авиация, космонавтика, производство военной техники и др.

Международный опыт управления качеством обобщен в пакете меж­дународных стандартов ISO-9000. История этих стандартов восходит к американским военным стандартам MIL-Q9858 конца 50-х гг. XIX столетия. Эти стандарты послужили прообразом для британских стандартов BS 5750, одобренных Британским институтом стандартов (BSI - British Standard Institute) в 1979 г.

В Великобритании, начиная с середины 70-х годов, все отрасли государственного сектора экономики разработали требования по обеспечению качества, которые были изложены в стандарте BS 5750 «Системы обеспечения качества, ч. 1,2,3». Эти требования сводились к тому, что «поставщики обязаны разрабатывать эффективную и экономически пригодную систему обеспечения качества, выпускать документацию на нее и способствовать ее функционированию». Стандарт применялся в целях обеспечения качества на этапах проектирования и создания атомных электростанций, установок для добычи нефти и газа в районе шельфа, общественных и производственных зданий и др. Стандарт BS 5750 и есть первая редакция стандарта ISO-9000, принятого Международной организацией по стандартизации (International Standard Organization - ISO) в марте 1987 г.

С целью разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством, устранения различий и гармонизации требований на международном уровне в 1979 г. в составе ISO был создан Технический комитете № 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация и гармонизация основополагающих принципов на системы качества.

Стандарты серии ISO-9000 - это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический Комитет 176» (ISO/TC 176).

Первые стандарты серии ИСО 9000 были опубликованы в 1987 г. и с тех пор неоднократно пересматривались. Первоначально они вводились главным образом «для внутреннего употребления» как руководство для создания и укрепления систем качества на производстве.

Данная версия не была свободна от принципиальных недостат­ков. Так, Дж. Джуран, оценивая ее, писал: «В стандартах ИСО се­рии 9000:1987 нет ничего в отношении непрерывного улучшения качества, удовлетворения потребителя или участия служащих... Пропаганда говорит, что Ваши проблемы с качеством заканчивают­ся, когда Ваша организация получила регистрацию по ИСО 9000, но регистрация не означает, что Вы достигли качества мирового класса».

В 1994 г. вышла несколько более совершенная версия таких стан­дартов. Целью этой версии являлось достижение удовлетворенно­сти потребителя посредством предупреждения выпуска несоответ­ствующей продукции. При этом система качества рассматривалась как средство, обеспечивающее соответствие продукции установлен­ным требованиям.

Кратко раскроем содержание стандартов ISO серии 9000 версии 1994 г.:

Ø стандарт ISO 9001:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при проектировании, разработке, производстве, монтаже и об­служивании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию, соответствующую установленным требования;

Ø стандарт ISO 9002:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при производстве, монтаже и обслуживании» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика поставлять продукцию, соответствующую требованиям, по разработанному проекту. Поставщик должен продемонстрировать свою способность осуществить надзор за технологическими процессами, являющимися решающими для приемки конечного продукта;

Ø стандарт ISO 9003:94 «Системы качества. Модель обеспечения качест­ва при окончательном контроле и испытаниях» устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки возможности поставщика выявлять любые несоответствия продукции и управлять утилизацией этой продукции в процесс окончательного контроля и испытаний.

Взаимосвязь между уровнями стандартов второй редакции ISO 9001, 9002, 9003 показана на рис. 17.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: