double arrow
Общая характеристика дизонтогенеза по типу дисгармонического психического развития

Вторичные нарушения

1. Нарушение развития психомоторных навыков (навыки опрятности, одевания, навыки, необходимые для приёма пищи, навыки оперирования с предметами, игровые навыки).

2. В развитии восприятия вторично нарушаются те стороны, которые формируются под воздействием предметной практики (целенапрвленное обследование предметов и выделение заданных признаков).

3. В развитии речи также имеются признаки вторичных нарушений: наряду с общеупотребительной речью у ребёнка сохраняется автономная речь, которая обладает тенденцией к вытеснению первой.

4. Нарушение мышления, которое особенно проявляется в игровой деятельности: предпочтение манипулятивных действий, ориентация на перцептивно яркие свойства предметов, недоразвитие предметных и игровых действий.

Дисгармоническое развитие по своей структуре в определенной мере напоминает искаженное развитие. Это сходство состоит в сочетании явлений ретардации одних систем с парциальной акселерацией других. Наблюдается и сходное с искаженным развитием нарушение иерархии в последовательности развития ряда психических функций. Отличие дисгармонического развития от искаженного развития состоит в том, что основой этого вида дизонтогенеза является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные виды искаженных межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Эта диспропорциональность обусловливает формирование ряда аномальных вариантов личности, для которых, по Г. Е. Сухаревой, характерна "неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего более или менее нарушено поведение и затруднена активная приспособляемость к окружающей среде" (1959).




Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий, в первую очередь конституциональных, которые обусловлены большей частью наследственно, а также так называемые патологические формирования личности, складывающиеся в результате неправильного воспитания.

Психопатия характеризуется сочетанием аномальных личностных свойств, не имеющих самостоятельной тенденции к прогрессированию, но изменяющихся под влиянием ряда биологических и социальных факторов.

Отсутствие как грубых психопатологических расстройств, так и усиления нарушений развития, характерных для текущего болезненного процесса, ограниченность дизонтогенеза преимущественно личностной сферой переносят акцент ряда закономерностей становления данной аномалии развития с биологического фактора на социальный. Степень выраженности психопатии и даже само ее формирование в значительной мере зависят от условий воспитания и окружения ребенка. Трудности социального приспособления способствуют формированию ряда компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований.



Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемый "олигофренический плюс") и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.






Сейчас читают про: