double arrow
Общая характеристика дизонтогенеза по типу искаженного психического развития

Присутствуют сложные сочетания общего недоразвития. Искаженное развитие наиболее характерно представлено в модели детского аутизма. Характерна выраженная асинхрония. В процессе формирования психических функций наблюдается иная иерархия в последовательности развития отдельных систем в противоположность норме развития – речь обгоняет формирование локомоторных функций. Развитие вербального интеллекта опережает развитие предметных навыков. Наблюдается явление изоляции: функции развивающиеся ускоренно не подтягивают развитие других. Формируясь на собственной узкой основе в более тяжелых случаях они «зацикливаются», что приводит к явлениям стереотипии в речи, игре.

Явления изоляции приводят к формированию неадекватных межфункциональных связей, которые проявляются в 2-х формах:

1. псевдоабстракции в мышлении – искажения процесса обобщения, когда для сравнения понятий используются критерии, неотражающие существенные признаки предметов.

2. псевдосимволизм в мышлении –использование условных знаков, не имеющих смысловой насыщенности.

При искаженном развитии наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящие к ряду качественно новых патологических образований.

Искаженное развитие чаще свойственно ряду процессуальных наследственных заболеваний.

Наиболее характерной моделью является дизонтогенез при синдроме раннего детского аутизма. Его этиология и патогенез неясны. В значительной части случаев речь идет о ранней детской шизофрении.




Основными признаками раннего детского аутизма являются:

· Врождённая неспособность к установлению контакта посредством взгляда, мимики, жестов, необусловленная низким интеллектуальным развитием.

· Стереотипность поведения (половину дня может бегать по кругу).

· Необычные реакции на раздражители.

· Нарушение речевого развития.

Первичные нарушения:

1. Дефицит психической активности (нет стремления к познанию окружающего мира, н-р, не тянет ручки к маме; характерно периферическое зрение – смотрит не в глаза, а в сторону).

2. Нарушение инстинктивно-аффективной сферы (на 1 место выходят отрицательные эмоции, т.е. окр. среда является отрицательным раздражителем, сверхсильным раздражитедем является человеческое лицо).

3. Нарушение сенсорной сферы (отрицательная установка на прикосновение, поглаживание; отсутствие реакции на мокрые пелёнки; непереносимость громких звуков; яркий свет либо не замечают либо отрицательно реагируют).

4. Нарушение двигательной сферы (чаще всего наблюдается моторная апраксия:отсутствие плавности движений, неловкость, в тяжелых случаях – нарушение организации программы движений).

5. Нарушение речи (с одной стороны, отсутствует потребность в речевом общении, с другой – страдает возможность реализации речевого акта).






Сейчас читают про: