Задержка психического развития по типу гармонического инфантилизма.
Гармонический психофизический инфантилизм – задержка психического развития конституционального происхождения. В этих случаях инфантилизм нередко является семейно обусловленным, встречается и у других членов семьи, не достигая однако патологического уровня. При гармоническом психофизическом инфантилизме задержка затрагивает не только психическое, но и физическое развитие ребенка. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения; круг интересов ограничивается игровой деятельностью. При этом игра развитая, сюжетно-ролевая, в которой ребенок может проявлять много выдержки и творчества. В то же время учебно-познавательная деятельность для этих детей малопривлекательна, при выполнении учебных заданий наступает быстрая пресыщаемость. Они неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении учебных заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные занятия, требующие удержания сосредоточенного внимания на довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). Они могут плакать по пустякам, но быстро успокаиваются при переключении внимания на игру и другие удовольствия. Такие дети любят фантазировать, заменяя и вытесняя своими вымыслами неприятные для них жизненные ситуации. Эмоции и мотивация у них не соответствуют возрасту, самооценка слабо дифференцирована. При этом задержка в основном затрагивает эмоционально-волевую сферу, приводя к недостаточности произвольной регуляции деятельности (особенно учебной), мышления, запоминания, сосредоточения внимания. При оказании организующей помощи и постоянном поощрении такие дети показывают достаточный уровень достижений в интеллектуальной сфере. В дальнейшем возможно приближение развития таких детей к норме с переходом от выравнивающего обучения к обычному - массовому.
Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения:
• хроническими инфекциями;
• аллергическими состояниями;
• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);
• детскими неврозами;
• астенией.
Эти причины вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, замедляют формирование навыков самообслуживания, негативно сказываются на формировании предметно-игровой, элементарной учебной деятельности.
Этот тип задержки психического развития заключается в замедлении и регрессе психического развития с утратой недавно приобретенных навыков и возвращении к более ранним формам поведения. Астения, возникающая после соматического заболевания, проявляется в виде эмоциональной лабильности, утомляемости, истощаемости, колебаний активного внимания. У детей с соматогенной задержкой психического развития наряду с истощаемостью по гипостеническому типу отмечаются нарушения концентрация и распределения внимания. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда и с режимом определенных ограничений и запретов, в которых находится соматически ослабленный или больной ребенок.Такие дети — «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия.
Выражена эмоциональная лабильность: при малейших неудачах в выполнении заданий дети плачут, долго не могут приступить к следующему заданию. Самооценка занижена. Преобладают игровые интересы.
При обследования детей с ЗПР данного типа особое внимание необходимо обращать на состояние психических процессов: памяти, внимания, мышления, а также на физическое развитие (уровень развития общей, тонкой моторики, координированность движений, переключаемость и т. д.). Поскольку ослабленный организм ребенка с ЗПР соматогенного генеза не позволяет ему выполнять работу в ровном, запланированном темпе, педагогам и психологам необходимо выявить момент активности ребенка, определить степень нагрузки, создать оптимальные условия для соблюдения охранительного режима как в дошкольном образовательном учреждении (детском саду, детском доме), так и в условиях семейного воспитания. При организации первоначального обучения детей с задержкой психического развития соматогенного генеза целесообразно использовать соответствующий развитию ребенка этап «Программы». В дальнейшем при благоприятной картине развития занятия с ним продолжаются по «Программе воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи».