Этические принципы и характер делового общения

ТЕМА 3. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Организационная культура России

Следует признать, что в советский социалистический период на предприятиях СССР была развита довольно сильная организационная культура. Практически каждое крупное предприятие имело «музей трудовой славы», на заказ писались книги об истории предприятия. Очень активно использовали стенды, демонстрирующие историю и основные достижения подразделений предприятий, постоянное проводились социалистические соревнования, оформление «Доски почета».

Особо отличившихся работников предприятий торжественно награждали памятными значками, переходящими значками и вымпелами и т.п.

Вместе с тем, справедливо отметить, что культура предприятий советского периода, как и вся общественная жизнь в условиях СССР, была сильно идеологизирована. Основная задача состояла преимущественно в воспитании советского патриотизма, а не партиотизма предприятия. Работа на благо государства как собственника предприятия представлялась как главная ценность.

Организационная культура предприятий в настоящее время во многом уступает организационной культуре советского периода. В результате осуществления программы перехода к рыночной экономике были утрачены многие прежние ценности, а новые до сих пор еще не смогли установиться в общественном и личном сознании.

Идет поиск этих ценностей, формирование новой организационной культуры предприятий возможно только тогда, когда будут прояснены и получат широкое распространение новые ценности, выражающие демократические ориентиры общественной жизни и рыночную направленность развития экономики.

Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.

Г. Низами

Общение - определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера.

Деловое общение – это обмен информацией по поводу деловых вопросов, значимых для участников общения.

Этика делового общения - совокупность правил и форм делового общения с людьми, позволяющая выразить им уважение, способствующая установлению между руководителем и подчиненными атмосферы взаимопонимания, доброго отношения друг к другу.

Золотое правило этики: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Этика делового общения во многом зависит от руководителя предприятия и от того стиля управления, который он использует в рабочей обстановке при общении с людьми.

На сегодня выделяют три, ставших классическими, стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из стилей имеет свои этические принципы, которые функционируют в трудовой коллективе.

Авторитарный, или директивный стиль руководства основывается на предположении, что люди по своей природе ленивы, и управлять ими можно только при помощи денег, угроз и наказания. Стиль характеризуется высокой централизацией руководства, единоначалием в принятии решений, жёстким контролем за деятельностью подчинённых. Деловое общение руководителя с подчиненными строится на приказах, выговорах, недоверии, угрозах, лишение льгот.

Демократический, или коллегиальный стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений. Распределение полномочий и ответственности между руководителем и подчинёнными. Руководитель всячески стимулирует инициативу со стороны подчинённых, общение с людьми ведёт доброжелательно и вежливо. При таком стиле руководства в коллективе создаётся благоприятный психологический климат.

Либеральный, или попустительский стиль руководства характеризуется минимальным участием руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель обычно пускает дело на самотёк, предпочитает не рисковать, переложить свои функции и ответственность на других. Подчинённые предоставлены сами себе, сами ставят задачи и выбирают способы их решений. В результате перспективы выполнения тех или иных работ оказываются в большой зависимости от интересов и настроений работников.

Для эффективного управления, базирующегося на этических принципах, руководству должны быть присущи элементы лидерства.

Лидерство - процесс влияния, позволяющий руководителю подчинять себе членов группы с их добровольного согласия.

Наиболее существенный вклад в изучение правильного поведения руководителя-лидера с точки зрения этики, в последнее время внёс Гарри Юкл, который разработал 19 категорий поведения лидера.

1. Главный акцент на производство. Данная сторона деятельности руководителя включает в себя все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производственного процесса, в том числе контроль.

2. Чуткость, внимательность. Руководитель должен действительно слушать и поддерживать подчиненных. Лидер коллектива должен быть исключительно внимателен к его членам, строг и объективен

3. Воодушевление. Руководитель должен поддерживать уверенность своей команды в своих силах.

4. Похвала и признание. Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную работу. Поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения и в дальнейшем.

5. Вознаграждение за деятельностью на благо фирмы. Наиболее эффективной является система руководства, в основе которой лежит поощрительная практика. Добросовестное, инициативное выполнение распоряжений руководства в этом случае оказывается в зависимости о системы вознаграждения.

6. Участие в принятии решений. Руководитель должен поддерживать участие сотрудниковво всех делах.

7. Передача полномочий. Руководитель передаёт часть своих функций подчинённым, а соответственно распределяет и часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ.

8. Разъяснение ролей. Руководитель доводит до сведения подчинённых их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации.

9. Постановка целей. При этом, ставя цели, руководителю желательно увязывать их с личными интересами сотрудников.

10. Обучение. Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчинённых.

11. Распространение информации. Руководитель держит подчинённых в курсе всех событий, происходящих в фирме.

12. Решение проблем. Руководитель берёт на себя инициативу по решению возникших в процессе производства проблем. Эту инициативу он должен решительно довести до конца.

13. Планирование. Руководитель составляет чёткую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения).

14. Координация действий. Руководитель обязан обеспечивать чёткую координацию между различными подразделениями организации. Привлекать к этому процессу подчинённых, объяснять, насколько важна для производства чёткая координация работ.

15. Облегчение работы. Руководитель оказывает подчинённым поддержку, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы. Удаляет помехи из производственного процесса.

16. Привлечение консультантов. Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации.

17. Налаживание благоприятного климата в коллективе. Руководитель делает всё, чтобы в среде его подчинённых сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи.

18. Управление конфликтами. Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы избегать любого рода конфликтных ситуаций в своём коллективе.

19. Дисциплина и критика. Руководитель обязан признавать, что его положение не даёт ему право командовать и унижать людей.

Если на предприятии будут выполняться перечисленные выше принципы, то отношения, складывающиеся внутри организации с полным правом можно назвать этическими, а руководителя – лидером.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: