Типы организационных культур. Деловой этикет представляет собой культурную оболочку бизнеса

Деловой этикет представляет собой культурную оболочку бизнеса. В его основе лежит принцип: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступа­ли с тобой. Но бизнес есть бизнес, и представления о том, «как я хотел бы, чтобы поступали со мной», у всех несколько разнятся. Это связано с разно­образием стилей бизнеса, а точнее, с типом организационной культуры.

Существуют различные типологии организаций и организационных культур. Рассмотрим одну из них, представленную пятью идеальными ти­пами. На практике эти типы в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно в любой организации присутствуют черты разных типов культур, но доминирует какой-то один - он отражает цели и ценности организации.

Клановый тип организационной культуры характеризуется при­сутствием одного харизматического лидера - «отца семейства». Такого рода организации стремятся к обеспечению стабильности, надежности и комфортности системы. Начальник проявляет заботу о подчиненных, а те, в свою очередь, лояльны к начальству и проявляют высокую самоотдачу. В данном типе организационной культуры ярко выражена субординация, спорные ситу­ации разрешаются решением главы «клана».

Деловой этикет основан на признании харизматического лидера - главы клана и укреплении его позиций.

Иерархический тип организационной культуры является
синонимом бюрократии. Залогом успешности деятельности организации являются четкость распределения полномочий, стандартизованные правила и процедуры, механизмы контроля и учета. Критерии успеха - соответствие реальной динамики производства плановым показателям. К служащим применяется принцип безличности.

Деловой этикет в иерархическом типе отли­чается тем, что все взаимоотношения регламентиру­ются предписаниями и ошибки при соблюдении этих предписаний недопустимы. Дисциплинированность и педантичность ценятся превыше всего.

Рыночный тип организационной культуры характеризует организации, чей фокус внимания обращен на внешнее окружение. Здесь распространена конкурентная борьба между работниками. Результаты оцениваются по наличию преимущества перед другими сотрудниками, выражающегося в прибыльности, широте охвата территории.

Этикет используется лишь при общении с клиентами.

Адхократический тип организационной культуры складыва­ется в организациях, которые ориентированы на новаторство, даптацию к изменениям внешней среды. Это «культура задачи», где персонал объединяется в творческие группы всякий раз, как разговор идет о новом патенте или будущем заказе.

Сотрудники таких организаций при постоянной смене ролей внутри ор­ганизации обязаны знать этикет всех уровней.

Виртуальный тип организационной культуры получил распространение в конце XX века в связи с появлением Сети и виртуальной экономики. Выявить виртуальный тип культуры можно по источнику доходов (деятельность по созданию брендов, имиджей или рейтингов) и основным требованиям к персоналу (знание психологии, техник манипулирования сознанием, моделирование поведения и способности продуцировать образы).

Этикет в таких организациях выступает как козырь и по праву может на­зываться виртуальным.

Увидеть, что этикет используется как средство манипулирования, может тот, кто сам пользуется этикетом не только от случая к случаю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: