Деловой этикет представляет собой культурную оболочку бизнеса. В его основе лежит принцип: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Но бизнес есть бизнес, и представления о том, «как я хотел бы, чтобы поступали со мной», у всех несколько разнятся. Это связано с разнообразием стилей бизнеса, а точнее, с типом организационной культуры.
Существуют различные типологии организаций и организационных культур. Рассмотрим одну из них, представленную пятью идеальными типами. На практике эти типы в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно в любой организации присутствуют черты разных типов культур, но доминирует какой-то один - он отражает цели и ценности организации.
♦ Клановый тип организационной культуры характеризуется присутствием одного харизматического лидера - «отца семейства». Такого рода организации стремятся к обеспечению стабильности, надежности и комфортности системы. Начальник проявляет заботу о подчиненных, а те, в свою очередь, лояльны к начальству и проявляют высокую самоотдачу. В данном типе организационной культуры ярко выражена субординация, спорные ситуации разрешаются решением главы «клана».
|
|
Деловой этикет основан на признании харизматического лидера - главы клана и укреплении его позиций.
♦ Иерархический тип организационной культуры является
синонимом бюрократии. Залогом успешности деятельности организации являются четкость распределения полномочий, стандартизованные правила и процедуры, механизмы контроля и учета. Критерии успеха - соответствие реальной динамики производства плановым показателям. К служащим применяется принцип безличности.
Деловой этикет в иерархическом типе отличается тем, что все взаимоотношения регламентируются предписаниями и ошибки при соблюдении этих предписаний недопустимы. Дисциплинированность и педантичность ценятся превыше всего.
♦ Рыночный тип организационной культуры характеризует организации, чей фокус внимания обращен на внешнее окружение. Здесь распространена конкурентная борьба между работниками. Результаты оцениваются по наличию преимущества перед другими сотрудниками, выражающегося в прибыльности, широте охвата территории.
Этикет используется лишь при общении с клиентами.
♦ Адхократический тип организационной культуры складывается в организациях, которые ориентированы на новаторство, даптацию к изменениям внешней среды. Это «культура задачи», где персонал объединяется в творческие группы всякий раз, как разговор идет о новом патенте или будущем заказе.
Сотрудники таких организаций при постоянной смене ролей внутри организации обязаны знать этикет всех уровней.
|
|
♦ Виртуальный тип организационной культуры получил распространение в конце XX века в связи с появлением Сети и виртуальной экономики. Выявить виртуальный тип культуры можно по источнику доходов (деятельность по созданию брендов, имиджей или рейтингов) и основным требованиям к персоналу (знание психологии, техник манипулирования сознанием, моделирование поведения и способности продуцировать образы).
Этикет в таких организациях выступает как козырь и по праву может называться виртуальным.
Увидеть, что этикет используется как средство манипулирования, может тот, кто сам пользуется этикетом не только от случая к случаю.