Этики делового общения

Культура речи и правила слушания как основа

Умение говорить играет в деловом общении важную роль. Неправильно сказанная фраза, резкое слово может испортить впечатление не только о говорящем, но и фирме, в которой работает человек, и в итоге привести к нежеланию дальнейшего сотрудничества.

Умению говорить или ораторскому искусству, обучали ещё в античности. Приведем кратко основные правила речевого искусства.

· Необходимо организовывать свои мысли перед тем, как их высказывать окружающим.

· Говорить нужно ясно и четко, чтобы мысли не приобретали двусмысленности.

· Не нужно говорить слишком длинно и умещать большое количество информации в одной фразе.

· Говоря, нужно всегда обращать внимание на реакцию слушателя и содержание последующих его высказываний.

· Говорящему рекомендуется быть доброжелательным, проявлять уместную в данной ситуации вежливость.

· Говорящему не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «Я», не навязывать собеседнику упорно и категорично собственных мнений и оценок.

· Необходимо уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации, интересную, понятную партнеру.

· Нужно всегда строить общение в форме диалога.

· Грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи являются обязательными условиями любого контакта.

· Желательно следить за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями, избегайте канцеляризма и многословия.

· Нужно избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, поскольку в нем сквозит переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим.

Успешность делового общения во многом зависит не только от умения говорить, но и от умения слушать собеседника. Отсутствие умения слушать означает не просто низкий уровень культуры общения, а стремление рассматривать межличностные отношения в рамках статуса власти и подчинения и идеализированного представления о себе как о человеке, который всегда прав.

При неумении слушать проявляется невнимание к собеседнику, имеющему более низкий статус (служебный, возрастной), поскольку не ожидается услышать что-либо заслуживающего внимания у младшего по возрасту или служебному положению.

Правила активного слушания состоят в следующем:

· Необходимо быть физически внимательным, т.е. слушать собеседника всем телом. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт.

· Нужно сосредоточиться на том, что говорит собеседник. Стараться понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.

· Слушая, нужно придерживаться одобрительной установки по отношению к собеседнику, стараться выразить понимание.

· Недопустимо перебивать без надобности и делать поспешные выводы, самостоятельно заканчивая мысли собеседника.

· Не следует задавать одновременно слишком много вопросов.

· Не нужно давать советы, если Вас об этом не просят. Непрошенные советы всегда воспринимаются негативно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: