Приложение 2
Приложение 1
Режим – основное условие эффективности
умственной деятельности студента
Учиться прилежно еще не значит учиться хорошо. Эффективность умственной деятельности студента определяется теми условиями, в которых она протекает.
Наличие режима – первое основное условие эффективности умственной деятельности.
Режим включения в себя:
- рациональное использование времени для своего развития,
- чередование труда и отдыха, учебной и внеучебной работы,
- соблюдение правил гигиены,
- заботу о здоровье.
Общие требования к режиму:
- режим дня должен отражать режим физиологических процессов, происходящих в организме, и характеризоваться прежде всего четкой ритмичностью, повторяемостью;
- режим должен касаться всего образа жизни студента, а не только регулировать его умственную деятельность;
- основная задача режима – поддерживание высокого уровня работоспособности студента, борьба с утомлением, недопущение перегрузок;
- режим должен видоизменяться в крайних случаях: болезнь, окончание учебы, экзаменационная сессия, но и в этих случаях нужен новый режим.
|
|
При составлении режима дня, при определении времени для самообразовательной и самостоятельной работы крайне важно учитывать период устойчивых колебаний работоспособности. В течение дня она меняется несколько раз:
Утренний пояс времени – наиболее плодотворный период (с 8 до 13 часов). Максимум работоспособности и высокой продуктивности коры больших полушарий падает на время с 8 до 11 часов 30 минут, затем показатели снижаются.
К 16 часам работоспособность вновь поднимается и держится 2-3 часа. Затем в вечерние часы опять падает.
Третий пик работоспособности (хотя и сравнительно низкий – 50-60 % от утренних часов) падает на период с 20 до 22 часов (данные М.В. Антроповой).
При составлении режима должны учитываться, безусловно, и индивидуальные способности организма. Соблюдение режима, выполнение плана обеспечат наиболее высокую производительность труда.
Деловой стиль нужен не только в работе, но и в учении. Деловитость включает в себя организованность и умение беречь время.
Народная мудрость издревле считает, что «время дороже золота», «час учение в юности стоит года сидения за книгами в зрелости».
«Студент цейтнот» испытывает каждый:
- учеба занимает 8-10 часов в сутки,
- нужно выкроить время для культурного отдыха, занятий спортом, чтение литературы, общения и т.д.
Как разумно использовать время?
Часть студентов все внимание уделяет учению, забывая обо всем. Но этот путь чреват потерей здоровья, падением работоспособности.
|
|
Некоторые студенты пытаются работать рывками, то расслабляясь, то напрягаясь до предела. В результате тоже происходит перенапряжение, возникают срывы и т.д.
Регулярные нагрузки – необходимое условие рационального использования времени. Для этого необходимо:
- научить планировать свой рабочий день, время, выделяя самое главное, необходимое, что надо сделать во что бы то ни стало;
- планировать учение и отдых в единстве и взаимосвязи, планировать учение не только ради получения знаний, а ради подготовки себя к профессиональной деятельности;
- постоянно выявлять резервы времени, находить потери его;
- принимать меры, чтобы эффективно использовать каждую минуту;
- научиться сосредотачивать свои силы в решающий момент для преодоления трудностей;
- искать причины своих неудач, не допуская их впредь;
- не браться за несколько дел одновременно, сначала сделать одно, потом приниматься за другое;
- выработать в себя привычку делать все качественно. Лучше вообще не делать, чем делать кое – как. Всякая «халтура» развивает недостатки.