Виды изданий лит-ры д\детей

Специфика чит. адреса лит-ры д\детей придает им особое св-во, по сравнению с аналогич. изд-ми взрослой лит-ры. В завис. от того, какой критерий лежит в типолог. группировке изд-й, м. выделить неск. рядов дифференциаций:

  1. На основе мат. констр-и:

— книжное изд-е

— журнальное изд-е

— книжка-игрушка — им. необычную конструктивную форму, предназн. д\умственного и эстетич. развития реб-ка. Разновидности:

— кн.-гармошка

— кн-ширмочка

— книга с игровым замыслом

— кн.-панорама

— кн.-фигура

— кн.-поделка

— кн.-вертушка

В СССР кн.-игрушка впервые была издана в 1938 г. Примыкает к ней кн.-картинка. Осн. нагрузка в ней ложится на визуальные факторы: формат, размер и форма, плотность бумаги, изобразительная стилистика. Она помогает понять смысл повествования самостоятельно целыми блоками смыслов при пом. рис.

2. На основе структуры непериод. изд-й:

— собрание сочинений

— сборник

— отдельное издание одного произведения

— серийное издание

Собрание сочинений — используется редко д\изданий лит-ры д\детей. Золотой фонд лит-ры д\детей — отстоявшиеся в теч. многих лет собрания к-г, постоянно находящихся в обращении и систематически издающихся. Это тот культ. минимум, кот. следует обладать каждому культ. чел-ку. СС предназначается чит-лям старшего школьного и юношеского возраста. Цели подготовки таких изд-й — ознакомить школьника не только с пр-ми, но и с творческой палитрой пис-ля. Чит-ль не только запоминает имя автора, но и видит взаимосвязь пр-й. В СС включают лучшие пр-я автора, демонстрируя т. о. творческие возможности пис-ля, развивая интерес не только к содержанию, но и к худ. мастерству.

Сборник — наиб. характерный вид изд-я д\детей. В него включаются пр-я:

— либо на 1 тему (тематические)

— либо 1 автора (авторский)

— либо 1 жанра

— либо 1 временного периода

— либо посвященный 1 региону.

Д\старшего шк. возраста выпускается хрестоматии, антология, альманах.

Антология — непериод. сб-к, вкл-й избранные лит.-худ. произведения либо отрывки из них. Такие изд-я знакомят чит-ля с выдающимися пр-ми иноязычных лит-р \ отеч. классики.

Альманах — сб-к, содержащий лит.-худ., науч.-попул., публицист. пр-я, объед. по опред. признаку. В него вкл-ся преимущественно новые пр-я. По своему составу он напоминает толстый литературный ж-л.

Хрестоматия — включает лит.-худ., истор. и иные пр-я \ отрывки из них, кот. составляют объект изучения учеб. дисциплины. Хрестоматия явл. учеб. пособием, кот. изд-ся в помощь изучающим теорию и история лит-ры.

Отдельное издание 1 пр-я — может использоваться любой жанр. Н-р, чит-м-дошкольникам м. адресоваться илл-е изд-е малого жанра.

Книжная серия д\детей — ряд однотипных книжных изд-й, кот. выпускаются в соот-и с опред. замыслом, имеющим общественное звучание и педагогич. направленность. Замысел раскрывается частично в каждом изд-и, а полностью — во всей их совокупности. Серийные изд-я д\детей отлич. разнообразие замыслов, чит. категорий и цел. назначения. Серию м. рассматривать как сб-к, развернутый во времени.

3. Периодические изд-я д\детей:

— журналы

— газеты.

Ориентированны на достаточно узкую чит. категорию. Они приучают реб-ка к последовательному постоянному систематическому чтению.

4. По цел назначению.

Цел назначение ДЛ м. рассматривать как передачу юным чит-м комплекса заключенных либо в худ. образах, либо в понятиях знаний об окруж. действительности. Все это делается с тем, чтобы способствовать воспитанию, развитию, обучению детей и содействовать их социализации. Под социализацией детей понимается навыки участия их в обществ. жизни, умение определять собственную позицию. По эт. основанию ДЛ дифференцируют на виды, соответствующие видам взрослой лит-ры, и она содержит весь их набор, за исключением учеб. и науч. лит-ры. 2 группы:

— познавательные

— худ.

Цел назначение познавательной лит-ры — в доступной д\опред. возраста форме раскрыть чит-лю знания о мире. Т. к. науч. понятия явл. основой повествования эт. группы изд-й, одна из задач таких пр-й — раскрыть, обозначить эти понятия, приучить детей оперировать ими в собственной практике. Особое значение приобретают практич. мат-лы, кот. способствуют формированию конкретных навыков. Некот. познавательные к-и строятся целиком на изобразит. мат-ле — это к-и д\младш. возраста.

Т. о., познавательная к-а способствует расширению знаний, дает им всестороннюю хар-ку и структурирует их.

По хар-ру информации среди такой лит-ры м. выделить:

— научно-популярные

— справочные

— изд-я д\досуга

— к-и по профориентации

— практические пособия

— научно-художественные

Науч.-попул. изд-я формир-т с-му знаний. Д\самых маленьких в форме??? и ответов. Помогают организовать мышление детей, установить взаимосвязи м\у предметами и явлениями, закрепить знания. В детской науч.-попул. лит-ре закрепились особые формы подачи знаний:

à худ. стиль изложения

à наличие худ. вымысла

à использование игровых элементов, юмористических ситуаций, активно участвующих персонажей.

Н-р, А. Толстой «Для чего ветер?»

Науч.-худ. изд-я — делают достижения науки, культуры доступными чит-лю опред. возраста. Однако, в эт. издании использ. иные методы изложения. Если в науч.-попул. использ. логические понятия, известные факты, то здесь познавательные задачи решаются с помощью познават. сюжета. При эт. важн. роль отводится искусной композиции, яркому повествованию. Познават. сведения облечены в худ. форму. Часто использ. даже драматургическая форма повествования. Распростр. жанр — худ. биография. К лучшим образцам науч.-худ. пр-я относятся «Городок в табакерке» Одоевского, «Удельный вес» и «Магнит» А. Толстого.

Справочное изд-е — отобранные под опред. углом зрения содержания из разл. областей науки, техники, культуры с целью углубить и дополнить учеб. программу. Они сопутствуют школьной программе. 1 из задач — формирование у реб-ка с-мы знаний, их структурирование, отражение связей м\у ними. Эта лит-ра учит реб-ка собственно процессу познания, расширяет кругозор, формирует информац. культуру чит-ля. Предполагает сплошное последовательное чтение, в отличие от взрослой справочной лит-ры.

Справочным изд-м д\детей свойственны:

à Занимательность

à Яркость изложения

à Образность языка

à По-иному создаются типовые схемы статей.

Справочные изд-я д\детей объединяют в:

— энциклопедии

— словари

— настольные и отрывные календари

В 1958-1962 гг. Академия пед. наук СССР выпустила первую сов. детскую энциклопедию в 10 томах д\чит-лей среднего и старшего школьного возраста. В 1964-69 гг. — 2-е изд-е эт энциклопедии, дополненное и переработанное, в 12 т. 3-е изд-е — 1971-77 гг. Эта энциклопедия построена по тематическому признаку. Кажд. ее том посвящен опред. области знаний. Эта к-а д\чтения и самообразования, д\расширения и углубления знаний.

В 1968 г. эта же Академия выпустила энциклопедию д\младших школьников в 2 т. «Что такое? Кто такой?». В основе сб-ка — содержание школьной программы 3-4 класса, понятия, термины, имена, кот. входят в первоочередную базу знаний чел-ка. Изд-е ставило задачу — дать школьнику сумму знаний по отдельным отраслям науки, техники. Эта энциклопедия неоднократно переиздавалась.

К-а по профориентации — примером м. б. отраслевые энциклоп. словари. Такая к-а дает целостное представление о конкретной сфере челов. деят-ти. Обычно изд-ся сериями. «Учащимся о профессиях.» «Кем быть?»

«Словарь юного литературоведа» — рассказано о прозе, поэзии, драматургии, изложены основы стихосложения, содержит разделы: «Античная лит-ра», «Древнерусская лит-ра» и т. д. Статьи в основном расположены в алф. порядке, а статьи о писателях, литературоведах, следуют за статьями, посвященными т\иному периоду развития лит-ры.

Ф-и словарей:

à обучающая

à воспитательная.

Они формир-т интерес к т\ин отрасли знания, культуры: «Словарь юного зрителя», «Энциклоп. словарь юного музыканта».

Отрывные и настольные календари — илл. сб-ки пр-й всех видов лит-ры д\детей, составленные по принципу: стр-ру опред-т последовательность календарного времени, а содержание связывается с историей, культурой, географией в соот-и с датами года.

Практическое пособие — призвано помочь детям овладеть навыками деят-ти в к.-либо области. Они знакомят чит-ля с выполнением конкр. операций, с навыками труда, помогают в технич. и худ. творчестве, воспит-т интерес к разл. рода практич. знаниям. Это к-и из серии «Знай и умей», «Мир твоих увлечений», …

Издание д\досуга — удовлетворяет интересы и увлечения, связанные с проведением свободного времени:

— сборники занимательных задач, ребусов, кроссвордов

— рук-во по шахматам и шашкам

— пособие по коллекционированию и рукоделию

Информационное изд-е — рекомендательные библиограф. ук-ли д\детей разных возрастных категорий. Содержание библиогр. ук-лей универсально и связано с программой школьного обучения, внешкольной работы с детьми, программами руководства чтением. Они, как правило, содержат инф-ю о науч. лит-ре по т\ин теме, науч.-попул и др. Роль библ. ук-лей — руководить чтением, расширять интересы и потребности чит-лей, знакомить с к-ми. В отборе, группировке, библиограф. хар-ке мат-ла проявляется пед. направленность ук-лей.

Худ. лит-ра — ее цел. назначение — показать чит-лю внутренний мир чел-ка; развить не т. интеллект, но и эмоц. сферу личности реб-ка, способствовать накоплению не т. знаний, но и эмоций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: