Чит. адрес ДЛ

Предмет детской литературы.

Теория редактирования детской литературы

Предметом детской литературы являются знания и представления об окружающем мире, о человеке, о природе, о науке, культуре, искусстве, изложенные в форме, доступной детскому восприятию. Однако знания о мире, отраженные в детской литературе, должны иметь особенный характер, учитывая специфику читателя. Надо понимать, что в детстве закладываются основы будущей личности, формируется характер, создается структура духовных ценностей. Ребенок развивается под влиянием внешних условий. Это хорошо отметил Белинский: «Раннее детство — это беспрерывное формирование, становление полным человеком для полного наслаждения и обладания силами своего духа, как средствами к разумному счастью».

Это означает, что детская литература должна нести в себе воспитательное воздействие на читателя. Книги, которые написаны для детей, должны входить в план воспитания, как важнейшая из его сторон.

То есть предметная область детской литературы предусматривает воспитательное воздействие на читателя.

Ребенок с первых дней своей жизни связан с т-тами. Знакомство с окружающим миром происходит ч/з т-т. Поэтому книга органична для детского восприятия. Она также воспринимается ребенком беседа взрослого с ним.

Литература для детей посвящена истории и современности, природе и человеческому обществу, культуре, науке, искусству, то есть предметная область детской литературы характеризуется тематическим богатством, так как буквально все стороны жизни отражаются в книге. При созд-и пр-й для детей учитывается интерес к конкретным, близким им вещам. Тематика ДЛ: жизнь школы, летн. каникулы, знакомство с городами и странами, эпизоды из жизни выдающихся личностей. С др. стор., тематика ДЛ опред. также соц. заказом, кот. продиктован насущными потребностями общ-ва, а они обуславливаются в свою очередь доминирующими в нем воспит. идеями и нравств. позициями. — Важнейшим показателем предметн. области изд-й д\детей явл. его проблематика.

Предмет ДЛ — категория развивающаяся, соц., историческая. Еще одна важная черта предмет. области ДЛ — оптимизм. Психология детей отличается от психологии взрослых. Дети верят в незыблемость мира, в доброту и справедливость. Чуковский замечал: «Все дети от 2 до 5 верят, что жизнь создана только для радости…». И, н-р, все дет. пр-я оптимистичны.

Знание чит. аудитории — обязательное условие ред. деят-ти. Контингент читателей ДЛ представлен целой с-мой их групп. Ред-ру оч. важно знать особ-ти кажд. возрастной группы. Специфика чит. аудитории обуславливается 2 факторами:

— своеобразием восприятия детьми книги.

— особенностями влияния книги на юных чит-лей.

Детство — время активного познания детьми окруж. мира, формир-я его физ. кач-в, интеллект. облика. По мере накопления знаний и навыков развив. природные кач-ва ребенка, созд-ся предпосылки д\его дух. роста. До опред. возраста дети восприн-т содерж-е к-и как реальн. жизнь. Причем, поскольку сюжеты и персонажи в к-е выражены более ярко и разнообразно, то именно к-и и книж. образы волнуют, возбуждают, запомин-ся. Т. е. эти герои и образы способствуют формир-ю личност. кач-в.

Важнейш. особ-ть дет. к-и — ее сильное возд-е на чит-ля. Однако оно будет наиб. сильным, если к-а прочитана ребенком в том возрасте, д\кот. она написана. Психологи док-ли, что дети развив-ся как бы в 2 режимах: плавно и скачками. Постепенное накопление знания, эмоц. развитие приводит к резкому качеств. изменению личности. Реб-к подним-ся на др. ступень своего становления. Возраст меняет хар-р, личност. кач-ва, восприятие, интересы, дух. запросы.

Соврем. педагогика предлагает след. стр-ру соц. развития детей, кот. учитывает в т. ч. и его отношение к к-е:

1. 1-3 года — младенчество — один из наиб. интересных периодов становления физ. ф-й, псих. св-в, первоначального накопления соц. опыта. К-а призвана сыграть в эт. процессе не последнюю роль. С 2-3 лет реб-к листает к-у, отыскивает знакомые картинки, делает вид, что читает. Само чтение, как явление, становится знакомым реб-ку оч. рано.

2. 3-7 г. — раннее детство — время накопления соц.-значимого опыта, ориентации реб-ка в соц. пространстве. В эт. период формир-ся осн. черты хар-ра чел-ка, склад-ся отношение к окруж. миру. Счит-ся: к 7 годам завершается развитие психо-физиолог. кач-в реб-ка, кот. делают его готовым к системат. учебному труду. Отмеч-ся нравств.-волевая готовность реб-ка к учеб. занятиям. В самом начале эт. этапа реб-к проявляет активн. интерес к к-е, делает робкие шаги в самост. чтении. Именно эта чит. аудитория нуждается в к-х, кот. раскрывают окруж. мир, показывают связи м\у частным и общим, развлекают и учат. В эт. возрасте дети особенно любопытны. В основе построения такой книжки — диалог взрослого с реб-м. Детям эт. возраста нравятся короткие рассказы, стихи, а пословицы и четверостишия м. даже сост-ть основу буд. к-и.

3. 7-9 лет — собственно детство — развитие реб-ка обеспечивает ему готовность к системат. учеб. труду. Реб-к впервые открывает для себя учеб. к-у. К концу эт. периода развивается навык самост. чтения. От кач-ва к-и, от понимания ее создателей особенностей эт. нового отношения реб-ка к к-е, зависит чит. судьба реб-ка. У него еще сравнительно небольш. словарн. запас, поэт. необх. расширение словарного запаса реб-ка. Дети интересуются происхождением животных, растений, предметов, устройством разл. вещей. У реб-ка уже появляется желание понять, хорошо \ плохо то, что происходит в мире, т. е. у них нач-т формир-ся дух. мир с оценочными категориями.

4. 9-11 лет — зрелое детство (предподростковый период) — развивается познават. и обществ. активность реб-ка, появляется интерес к истории. Худ. лит. юные чит-ли восприн-т как живую реальную действительность.

5. 11-15 — отроческий период (подростковый):

— 11 лет — переходный от младшего школьного к подростковому

— 12-13 лет — собственно подростковый

— 14 лет — переход от подросткового к юношескому

В 12-13 лет у школьников развив-ся самосознание, стремление к самооценке, к выявлению собств. значимости, возникает интерес к нравственным????, они размышляют о дружбе, любви, счастье. Отсюда интерес к жизни и деят-ть известн. исторических деятелей. 14 лет — стремление к поиску нравственного идеала. Чел-к постепенно из наблюдателя жизни превращ. в ее активн. уч-ка. Подростк. период — качественно новый этап в становлении чел-ка. Ребят отличает стремление к самост. мышлению, их раздумья связаны с будущим, с выбором профессии. Охотнее всего они читают приключения, воен., героич. лит-ру. К 14 г. нач-т резко различаться интересы мальчиков и девочек.

6. 15-18 лет — юношеский — заканчивается психич. и физич. созревание личности, формир-ся готовность к общественно полезному труду. Интересы в чтении приобрет. индивид. окраску. Заканчивается становление реб-ка как чит-ля. Размыв-ся границы м\у дет., юношеским, взрослым чтением. Круг чтения расширяется. Многих привлекает поэзия, антич. авторы. Выбор к-г осознан, неслучаен, возникает потребность в самоусовершенствовании, и чтение становится одним из способов целенаправленного формирования базы знаний. Поэт. в круг чтения включ. справочная лит-ра. К эт. времени проявляются таланты, склонности, и это тоже опред-т выбор лит-ры. Чит-ль кажд. возрастной категории развив-ся в соотв-и с общественной обстановкой, и ред-р обязан постоянно изучать своего чит-ля. Однако в реальной издат. практике сложились более крупные возрастные группы чит-лей:

— дошкольный (3-7 лет)

— мл. школьный (7-11)

— ср. школьный (11-15)

— ст. школьный (15-18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: