Основные подходы в познании

Возможность и действительность.

Необходимость и случайность.

Необходимость – это связь, вытекающая из внутренней природы вещей, внутренняя причинно-следственная связь.

Случайность – это связь, вытекающая из внешних условий, внешних причинно-следственных связей. Случайность есть пересечение необходимых связей. Например, если рассмотреть столкновение двух объектов (допустим ДТП), то необходимостью будет их отдельная возможность перемещаться в пространстве, а случайность – это и есть столкновение. Хотя, если рассмотреть систему шире, и включить эти два объекта в более общую систему, то случайность может превратиться в необходимость. Так, некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах, Марксисты и др.) считали, что случайность – это непознанная необходимость.

Разное понимание соотношения необходимости и случайности привело в философии к двум направлениям: фатализму и волюнтаризму.

Фатализм абсолютизирует необходимость и понимает ее как неизбежность, рок, судьба.

Волюнтаризм абсолютизирует случайность, все явления сводит к случайным действиям субъектов.

Возможность – это потенциальная действительность, предпосылки возникновения нового.

Действительность – это реализованная возможность, объективно все существующее. Не всякая возможность становится действительностью. Так, например, не всякий желудь станет дубом, но во всяком желуде потенциальный дуб.

Тема 7: Гносеология

Раздел гносеологии напрямую зависит от онтологии, и в зависимости от принимаемой онтологической картины мира, устанавливаются метод и способы познания мира. Независимо от философского направления в гносеологии выделяются две основные позиции:

1) Объект познания – это то, что познается

2) Субъект познания – это то, кто познает

Между этими элементами складываются определенные познавательные отношения.

В гносеологии существует три направления 1) гносеологический оптимизм – направление, признающее познаваемость мира, 2) агностицизм – направление, отрицающее познаваемость мира, 3) скептицизм близок к агностицизму. Скептики сомневаются в способности человека познать мир.

Эти три гносеологические позиции находят свое отражение в материализме и идеализме.

Материализм, в основном, признает познаваемость мира, т.к. за основу мира берет материальную субстанцию, которая созерцается органами ощущений и отражается в сознании человека в виде знаний. А накопленные знания могут передаваться от поколения к поколению, до полного раскрытия всех законов мира.

В материализме можно выделить два этапа:

1. Классическая гносеология, в которой отражаются следующие принципы:

а) Принцип пассивного отражения – знание, выступающее точной копией предмета познания, которое достигается через чувственную созерцательную деятельность. Так, Дж. Локк представлял сознание человека как чистую доску (лат. tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена.

б) Принцип индивидуальной гносеологии, согласно которому субъектом познания является индивид, способный изолированно от общества познать мир.

в) Метафизический принцип – идеализация научного знания (например, попытка свести все явления мира к законам механики).

2. Диалектический (марксовский) материализм выделяет следующие принципы:

а) принцип активного отражения, т.е. человек, познавая действительность, практически изменяет ее.

б) принцип общественной гносеологии, согласно которой субъект имеет социальную сущность.

в) принцип практики, т.е. практика, является критерием истины.

г) принцип диалектики выражается в постепенном переходе от неполного и неточного знания к все более полному и точному знанию, от субъективного знания к объективному.

Идеализм, в своем большинстве, отрицает познаваемость мира, либо сомневается в способности познания, т.к. с их точки зрения органы ощущений не могут полностью отразить мир или вовсе его искажают. Так, для субъективного идеализма, мир есть лишь комплекс ощущений (Дж. Беркли). А И.Кант делит мир на познаваемый («вещь для нас») и непознаваемый («вещь в себе»).

Для объективного идеализма в основе мира лежит мировая духовная субстанция, которую можно постичь лишь особым разумом или интуицией. В качестве исключения следует отметить, что некоторые идеалисты являются гносеологическими оптимистами, например Платон, Гегель и др. Для них познание мира – есть процесс особой духовной практики.

Для скептиков мир непонятен, какой он есть на самом деле, и потому они сдержанны в утверждении о познаваемости мира (др. гр. фил. Пирон, франц. фил. Декарт и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: