Ювелирное и художественное литье

Стекло

Керамика

Самым распространенным видом прикладного искусства в Италии ХIV-XVI вв. была керамика, а точнее майолика. Центром производства керамической или майоликовой посуды были города Умбрия, Тоскана, Фаэнца, Сиена и др.

В отличие от античной керамики итальянская майолика, название которой происходит от о. Майорка (Мальорка) – являвшегося в средние века центром изготовления и поставки в Европу испано-мавританской керамики, отличается большей простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Основное ее украшение – декор как в форме рисунков на античные и бытовые темы, так и дарственных надписей. Часто на сосудах из майолики помещали имена хозяев, геральдические знаки или дарственные надписи. Иногда использовались соединения различных орнаментальных мотивов.

Во Флоренции в ХV в. особое значение получили большие майоликовые рельефы, где переплетались приемы барельефа, круглой скульптуры и живописи.

Кроме посуды из керамики выполнялись изразцы для украшения стен и потолков. Сохранились интересные образцы для украшения потолков, выполненные в Испании в ХV в.

Во Франции изделий из керамики периода Возрождения сохранилось очень мало и относятся они к середине ХV в. В основном это работы Бернара Палисси и Сен-Потера, причем обычно это чаши и солонки с оттенком цвета слоновой кости. Материал этих керамических изделий – фаянс, приё

чем Бернар Палисси начал работать не только со светлой, но и с цветной керамикой. Следует отметить, что родиной первых изделий из фаянса является город Фаэнце в Италии, отсюда и название «фаянс», где первые сервизы из фаянса появились уже в 1476 г. Например, это предметы сервиза, выполненного по заказу венгерского короля Матиаша І Корвина.

Цвета для украшения керамических изделий менялись. В ХIV в. часто использовались синие и голубые цвета, а к 1550 г. в г.Урбино, который превзошел к этому времени мастеров г.Фаэнци, стали применять оранжево-желтые цвета.

Слава венецианского стекла особенно возросла в эпоху Возрождения, а остров Мурано становится крупным центром стеклоделия не только в Италии, но и в Европе.

Кроме гладких стеклянных кубков, поверхность которых позднее украшалась эмалями, форма сосудов стала самой разнообразной, изготавливались также блюда, бокалы, кувшины и др. Поверхность кубков с эмалями декорируется гирляндами. В эпоху готики очень ценились за легкость и прозрачность кубки под «хрусталь», которые на свету сверкали яркими радужными красками.

Во Франции и Германии изделия из стекла были заимствованы и стали выполняться в «венецианской» манере в ХVI в., например, в мастерских в долине Луары и Лионе.

В стеклянных витражах все большее место отводится человеческим фигурам, а растительный орнамент вытесняется на второй план. Делаются попытки исполнять на стекле картины Рафаэля и гравюры Дюрера. Продолжают выполняться витражи с геральдическими символами и гербами. На витражах часто ставили имя мастера взамен былой анонимности периода готики.

Шедевром ювелирной пластики этого рода являются литая золотая солонка Франциска І работы флорентийца Беневутто Челини (Вена, Музей истории искусства). Солонка увенчана полулежащими фигурами Нептуна с трезубом, окруженного морскими коньками, и аллегорической фигуры Земли, выполненной в виде обнаженной женской фигуры. Основание солонки украшено аллегорическими фигурами Зари, Дня, Сумерек и Ночи, навеянных образами Микеланджело. Солонка была отлита по восковой модели. Увидев эту модель, Франциск І воскликнул: «Это божественнее, чем я мог вообразить. Этот художник просто чудо!» Король оценил уже готовое произведение мастера очень высоко и заплатил ему тысячу золотых экю.

Ювелиры Италии, кроме золотых и серебряных предметов культового назначения, исполняют множество разнообразных предметов для знати и богатых горожан – кувшины, чаши, миски и тарелки. Эти предметы иногда покрывают эмалью. Как уже указывалось, изделия из камня часто украшаются оправами из золота.

В Испании для изготовления ювелирных изделий из золота использовались богатства, награбленные при завоевании доколумбовой Америки. При этом для изготовления ювелирных украшений часто приглашались мастера из Италии и Германии. К произведениям искусства, созданным в Испании итальянским мастером, относится посох из позолоченного серебра и горного хрусталя из Авилы (Париж, Лувр).

Влияние античности и готического стиля сказывалось и в произведениях германских ювелиров. Например, ими было выполнено изделие из золота в виде сирены, несущей модель корабля с мачтами и снастями. Там же изготавливались из золота предметы церковного обихода: кропильницы, кадило, оклады церковных икон, а также кубки и бокалы для вина из позолоченной меди.

В Лиможе (Франция) выемчатая и перегородчатая техника эмалей заменяется расписной эмалью.

Однако наибольшего использования в качестве материала для художественных изделий различного назначения в эпоху Возрождения нашла бронза. Особенно это проявилось в Италии, где центрами работы по металлу была Флоренция, Пиза, Сиена, Болонья, а также Милан и Венеция. Например, скульптор Донателло, начав с изготовления бронзовых литых накладок для украшения ворот церквей, постепенно перешел к исполнению таких известных скульптурных произведений из бронзы как статуя Давида (1438 г), Юдифи и Олоферна (1450 г.).Донателло представил Давида в облике еще не вполне сложившегося юноши. Его голова покрыта войлочной шляпой, увитой листьями, правая рука опирается на меч, а ногой он касается головы Голиафа. Образ Давида вдохновил и другого скульптора эпохи Возрождения Андреа Вероккьо, который в 1476 г. создал свой вариант бронзового Давида. В отличие от простого и поэтичного облика Давида работы Донателло; бронзовая статуя Верроккьо отмечена стремлением к своеобразной утонченности и внешней эффективности образа. В нем выразился новый, характерный для конца XV в. идеал красоты.

Одним из центров бронзового литья была Падуя. Литейщик Андреа Риччо создал здесь в 1507-1515 гг. четырехметровый канделябр для церкви Сант-Антонио, на котором изображены как христианские, так и языческие божества.

Из бронзы изготавливались портретные медали. В этом жанре работал Маттео де Пасти, Леоне Леони, Джованни Пасторно.

В соборе Толедо в Испании к периоду Возрождения относятся работы литейщика Франциско де Вильяльпандо. Им выполнены для церковных кафедр многофигурные композиции, барельефы и скульптуры.

В Германии снискала известность семья бронзовщиков Фатер. Самое знаменитое их творение относится к 1507 г. Это рака св. Зеебальда в Нюрнберге. Мастер возводит над гробницей целое архитектурное сооружение из литой художественной бронзы, включающее трехэтажную кровлю и увенчанные статуями консоли.

В области художественной обработки железа можно назвать следующие фасонные изделия: ограды, замки, засовы и др. Особенно это широко практикуется в Италии и Испании. Оружейниками Джакото и Филиппе Негроли в 1533 г. был изготовлен для Карла V железный щит с богатым художественным декором: в центре щита – львиная голова, а по бордюру – фриз из мелких грифов и других мотивов в очень тонком рельефе. Многие церковные ограды так же, как и решетки, выполнялись из кованого железа. Эта работа была очень трудоемкой. Например, мастер Санчо Муньес с подмастерьями пять лет трудились над исполнением кованой железной ограды собора в Севилье. Ограда была украшена коринфскими колонами и религиозными композициями. В декоре главной капеллы Толедского собора из железа выполнена фигура Христа в размер человека. Из кованого железа исполнялись украшения балюстрад балконов, античные гротески и др.

Во Франции в качестве металла для художественных изделий использовалось олово. Из него методом литья делалась парадная посуда, которая затем украшалась чеканкой и гравировкой. Эта посуда выставлялась напоказ для гостей на столе или подставке, а для бытовых нужд использовалась другая посуда. Наиболее известным мастером в этой области был Франсуа Брно из Лотарингии. Им, в частности, выполнено блюдо с аллегорической композицией «Умеренность» (Париж, Лувр).

Влияние эпохи Возрождения в странах Западной Европы не успело оказать влияние на прикладное искусство Киевской Руси, так как в период 1237-1270 г. древняя Русь была захвачена монголо-таткарскими племенами. Установленная ими жестокая система правления русских земель получила название монголо-татарского иго, длившееся с 1243 по 1480 г.

Монголо-татары в период в 13-14 вв. имели наиболее многочисленную и мобильную конную армию, однако, по своему культурному и образовательному уровню были близки к варварам. Поэтому они не только разграбили или сожгли все художественные ценности и древние строения в культурных и ремесленных центрах Киевской Руси (Киев, Чернигов, Львов), но убили или взяли в плен большинство ремесленников и мастеров.

Поэтому возрождение художественного и прикладного творчества в России и Украине началось в ХVII – XVIII в., посредством расширения культурных и экономических связей с Западом в период царствования Петра І и Екатерины ІІ [1.3].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: