Эпоха возрождения в Италии ХV в.
Художественная культура эпохи Возрождения (ренессанса) представляет особый этап в истории мировой культуры [1.3]. По значению, которое имело Возрождение для развития искусства, в том числе и декоративно-прикладного, рассматриваемая эпоха сопоставима в прошлом только с расцветом античной цивилизации. Именно в этот период были разработаны основные принципы художественного реализма в сочетании с высоким мастерством исполнения, обусловленные возникновением мировозрения, в котором человек предстал как свободная личность.
Это произошло в ряде стран Западной Европы, хотя термин «Возрождение» появился только в ХV в., а в ХIХ в. Термин был распространен на всю культуру не только Италии (ХIV – ХV вв.), но и других стран Европы, прошедших подобный этап историко-культурного развития: Германия, ФЫранция, Англия, Нидерланды.
Особая роль Италии в эпохе Возрождения выразилась не только в более раннем периоде его возникновения в этой стране (ХIV в.), связанном с более высоким развитием экономики и культуры в ее средневековых городах-государствах, но и связью с античной культурой прошлого. Земля Италии была насыщена прекрасными памятниками прошлого: дворцами, скульптурой из камня и металла, ювелирными изделиями и др.
|
|
Если в торговые купеческие Нидерланды искусство Возрождения проникло уже в ХV в., то в искусство Франции только в конце ХV начале ХVI в., а в Англии в конце ХVI и начале ХVII вв. В культуре русского государства влияние эпохи Возрождения начало сказываться посредством изучения опыта и шедевров западноевропейского реалистического искусства только с ХVII в.
Особенность периода Возрождения в развитии прикладного искусства состояла не только в исполнении новых или реалистических форм отображения действительности, но и перехода от художественного ремесла к высокому искусству. Мастер –живописец, скульптор или ювелир ставяться на особое место. Это не только творческая личность с высоким социальным статусом, но и богатый человек, чьи произведения покупают за очень высокую цену князья, феодалы, купцы и богатые горожане.
В декоративной резьбе по камню эпохи Возрождения проявлялись различные тенденции: от изобилия украшений, переходящих в излишества, например, в церкви Чертоза в Павии (Италия), до лаконичных украшений благородной простоты с гармоничной и тонкой орнаментацией.
Новыми элементами украшений в архитектуре стали герб в венке из цветов, поддерживаемый пухлыми младенцами. В некоторых случаях используются элементы, навеянные античностью, например, геммы и кариатиды. В отличие от готического «пламенеющего стиля» рельеф украшений – низкий, без строгой симметрии.
|
|
Во Франции, кроме античного декора, в камне использовались изображения крылатых сфинксов, человеческих фигур среди гирлянд, грациозные барельефы. Для украшений применялись красивые и дорогие породы камней. Драгоценные и полудрагоценные камни (аметист, лазурит, агат, янтарь) тщательно обрабатывались и вправлялись в оправу из различных металлов и сплавов. Например, в мастерских при дворе Медичи была изготовлена большая ребристая ваза из красной яшмы в серебряной оправе. Ваза принадлежала Лоренцо Великолепному, о чем свидетельствует выгравированные на ней буквы.
Там же была выполнена овальная ваза из лазурита, выточенная мастером Буоналенти и украшенная золотой оправой работы другого мастера -
Биливерти.
Однако наиболее многочисленными изделиями из камня, в частности, скульптур и барельефов, были произведения из мрамора.
Одним из подлинных реформаторов скульптуры явился Донателло (1386-1466 гг.). По существу именно в его искусстве нашли свою первую и основопологающую формулировки основные жанры скульптуры: монументально свободно стоящая статуя, сложная алтарная композиция, конный монумент, рельефная пластика в различных ее видах. Алтари, кафедры, бронзовые двери, статуи – нет, пожалуй, ни одной области скульптуры, в которую не внес своего вклада этот мастер. Основными работами Донателло являются: статуя св. Марка на фасаде Ор-Сан-Микеле, статуя св. Георгия (Национальный музей, Флоренция), статуя св. Иова, гробница папы Иоанна ХХIII (Флоренция), рельеф Благовещенье, алтарь для церкви Сан-Антонио в Падуе. Другим выдающимся скульптором эпохи Возрождения, который как и Донателло, работал как с мрамором, так и с бронзой, является Микеланджело (1475-1564 гг.). Этот мастер был одарен как скульптор, живописец и архитектор. Он прошел обучение в художественной школе при дворе правителя Флоренции Лоренцо Медичи, где его учителем был Бертольдо Джованни. Сам Джованни обучался искусству скульптуры у Донателло.Среди скульптурных работ из камня до нас дошли рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров2, «Оплакивание Христа», «Пророк Исайя» (Пьета), статуи к гробнице папы Юлия II, «Мадонна с младенцем» и статуи в усыпальнице-саркофаге Медичи. Статуи у саркофага изображают «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь» как символы быстротекущего времени. Эта композиция произвела большое впечатление на современников, а статуе «Ночь» посвятил восторженные стихи флорентийский поэт Джованни Строцци. Микеланджело ответил Строцци от имени «Ночи» следующим прекрасным четверостишьем, в котором выразил свои чувства после разгрома республиканской Флоренции войсками императора и папы в 1527 г.:
Отрадно спать, отрадно камнем быть
О, в этот век, преступный и постылый
Не жить, не чувствовать – удел завидный
Прошу, молчи, не смей меня будить.
На рис.1.2 представлен фрагмент головы статуи Давида (1501-1504 гг.), которая хранится во Флоренции в Академии изящных искуств.
Рис.1.2. Давид (фрагмент). Мрамор. Скульптор Микеланджело.