Этапы развития психологии. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв

Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.)

Тотемизм, фетишизм, анимизм, сакральность, мифическо-религиозные представления.

Учение о душе (V в. до н. э. - начало XVII в. н. э.). Гилозоизм, панпсихизм, материализм, идеализм. Аристотель, Платон, Демокрит, Гиппократ. Гуморальная теория темперамента.

С V по XIV в. учение о личности в работах Боэция (480-524), Фомы Аквинского, Дунса Скота (1265-1308), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения во­просов о природе души и переходе к эмпирическому изучению её способностей.

Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина XVII в. - середина XIX в.). Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание», метод интроспекции, представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма, дуализма.

Появление термина «психо­логия» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Фи­липпа Меланхтона (1497-1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в XVI в. философами Р. Гоклениусом и О. Кассманом.

В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхож­дении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобыт­ных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

Г. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч. Дарвин изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека. И.М. Сеченов (1829-1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину.

Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время)

Этап формирования первых парадигм (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.). Оформ­ление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М. Сеченовым. Важно заме­тить, что прогрессивная программа Сеченова оказала сильнейшее влияние на разви­тие психологических парадигм в России (Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский), но при этом не стала самостоятельной парадигмой.

В 1879 г. Вундт основал научную ла­бораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. — научный журнал «Фило­софские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.

3. Фрейд (1856-1939) – Психоанализ был направ­лен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ исполь­зовал как метод анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т. п.

Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S —> R), а цель — предсказание поведения субъекта и управ­ление им. Методом исследований в бихевиоризме считается поведенческий экспери­мент.

Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). В 1910-1930-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопостави­мых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных парадигм.

Вот только неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Э. Толмена; психоанализ: учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология; К. Левина; описательная психология В. Дильтея и Э. Шпрангера; генетическая психология Ж. Пиаже; культурно-историческая теория Л. С. Выготского; различные версии теории деятельности: М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна; реактология в версия: К. Н. Корнилова и В. М. Бехтерева; психология установки Д. Н. Узнадзе.

Современное состояние психологии. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конку­ренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки.

1. Происходит развитие существующих парадигм.

2. Появляются новые парадигмы.

3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии.

4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, принцип реконструкции.

5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии.

6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами.

Развитие психики человека в филогенезе.

Существуют этапы эволюционного развития нервной системы, которая выступает необходимым условием для развития психических функций у живых организмов:

· Диффузная, сетевидная, кольцевая, ганглионарная типы нервной системы.

· Дифференциация головного ганглия и формирование ЦНС.

· Усложнение переднего мозга и постепенное развитие коры головного мозга от земноводных к высшим млекопитающим.

А.Н. Леонтьев. Теория эволюционного формирования и эволюционных стадий развития психики.

В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:

· Стадия элементарной сенсорной психики

· Стадия перцептивной психики

· Стадия интеллекта (мышления)

· Высший уровень развития психической ориентировки – сознание человека.

Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К.Э. Фабри.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: