Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.)
Тотемизм, фетишизм, анимизм, сакральность, мифическо-религиозные представления.
Учение о душе (V в. до н. э. - начало XVII в. н. э.). Гилозоизм, панпсихизм, материализм, идеализм. Аристотель, Платон, Демокрит, Гиппократ. Гуморальная теория темперамента.
С V по XIV в. учение о личности в работах Боэция (480-524), Фомы Аквинского, Дунса Скота (1265-1308), Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Новизна подхода Бэкона состояла в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению её способностей.
Философская теория познания, учения об опыте и о сознании (середина XVII в. - середина XIX в.). Рене Декарт (1596-1650) ввел понятие «сознание», метод интроспекции, представление о рефлексе, в котором был реализован принцип механистического детерминизма, дуализма.
Появление термина «психология» принято связывать либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497-1560), либо с обозначением особого раздела литературы, введенного в XVI в. философами Р. Гоклениусом и О. Кассманом.
|
|
В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии — в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобытных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.
Г. Спенсер сформулировал принцип адаптации организмов к среде, Ч. Дарвин изучал инстинктивное поведение и эмоции, показал эволюционное происхождение некоторых форм поведения человека. И.М. Сеченов (1829-1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину.
Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время)
Этап формирования первых парадигм (60-е гг. XIX в. — 10-е гг. XX в.). Оформление психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с появлением первых научных программ, созданных В. Вундтом и И.М. Сеченовым. Важно заметить, что прогрессивная программа Сеченова оказала сильнейшее влияние на развитие психологических парадигм в России (Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский), но при этом не стала самостоятельной парадигмой.
В 1879 г. Вундт основал научную лабораторию в Лейпциге (Институт экспериментальной психологии), в которой проводились исследования и обучение специалистов-экспериментаторов (подготовлено более 150 психологов из 6 стран мира), а в 1881 г. — научный журнал «Философские исследования» (Philosophische Studien), вопреки названию целиком посвященный психологическим проблемам.
|
|
3. Фрейд (1856-1939) – Психоанализ был направлен на изучение личности и строился в соответствии с такими принципами, как принцип детерминизма, принцип развития, принцип активности, источник которой, согласно учению Фрейда, лежит внутри субъекта. Психоанализ использовал как метод анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т. п.
Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж. Б. Уотсоном (1878-1958). Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, железистых реакций на внешние стимулы (S). Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S —> R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им. Методом исследований в бихевиоризме считается поведенческий эксперимент.
Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). В 1910-1930-е гг. в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновение такого множества столь различных парадигм.
Вот только неполный список собственно психологических парадигм, сформировавшихся во время открытого кризиса: бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Э. Толмена; психоанализ: учения Фрейда, Юнга, Адлера; гештальтпсихология; динамическая психология; К. Левина; описательная психология В. Дильтея и Э. Шпрангера; генетическая психология Ж. Пиаже; культурно-историческая теория Л. С. Выготского; различные версии теории деятельности: М. Я. Басова, С. Л. Рубинштейна; реактология в версия: К. Н. Корнилова и В. М. Бехтерева; психология установки Д. Н. Узнадзе.
Современное состояние психологии. Строгие требования практики исследования, а также внутри- и межпарадигмальная критика ведут к трансформации заимствованных принципов и понятий. Конкуренция и взаимосвязи парадигм в психологии ведут к ее интенсивному развитию. Можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки.
1. Происходит развитие существующих парадигм.
2. Появляются новые парадигмы.
3. Формируются различные версии объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии.
4. Складываются новые объяснительные принципы. Например, принцип субъектности, принцип реконструкции.
5. Наиболее развитые парадигмы осуществляют экспансию на различные отрасли психологии.
6. Развиваются связи психологии с другими дисциплинами.
Развитие психики человека в филогенезе.
Существуют этапы эволюционного развития нервной системы, которая выступает необходимым условием для развития психических функций у живых организмов:
· Диффузная, сетевидная, кольцевая, ганглионарная типы нервной системы.
· Дифференциация головного ганглия и формирование ЦНС.
· Усложнение переднего мозга и постепенное развитие коры головного мозга от земноводных к высшим млекопитающим.
А.Н. Леонтьев. Теория эволюционного формирования и эволюционных стадий развития психики.
В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:
· Стадия элементарной сенсорной психики
· Стадия перцептивной психики
· Стадия интеллекта (мышления)
· Высший уровень развития психической ориентировки – сознание человека.
Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К.Э. Фабри.