Развитие психики в онтогенезе
Лекция 2. Понятие человеческого сознания. Развитие психики человека в онтогенезе
Сознание характеризуется: а) как совместное знание; б) как совокупность знаний субъекта.
Совокупность совместных (общественных) знаний, которые фиксируются в орудийных и знаково-символических средствах и которыми могут обмениваться члены трудового коллектива, образует общественное сознание.
Важнейшими признаками индивидуального сознания являются: а) отделение себя от окружающего мира и других людей; б) отделение психических образов от предметов; в) отделение значений от действий; г) отделение мотивов от поступков.
Функции сознания в поведении и деятельности человека:
· Выделение и противопоставление себя, своего «Я» окружающему миру и другим людям.
· Умение ориентироваться в социальных отношениях, считаться с интересами других людей.
· Умение ставить перед собой социально-значимые цели прогнозировать и нести ответственность за последствия своих действий, своего поведения.
· Умение занимать различные типы рефлексивных позиций, реализовывать разные формы самоконтроля, саморегуляции.
· Сознание обеспечивает социальные формы и социальные законы существования сообществ людей (нравственность и мораль).
Психические явления как составляющие ориентировочных действий и операций, на основе которых строится поведение и деятельность (П.Я. Гальперин).
· Потребности и мотивы
· Ощущения
· Восприятие
· Память и представления
· Мышление, воображение
· Эмоции и чувства
· Воля
· Внимание
· Психические свойства (характер, способности)
Психическое развитие человека заключается в способности к приобретению разнообразных средств и способов ориентировочных действий, которые образуют образ мира, и на основе которых строятся все более сложные формы поведения и деятельности.
Язык и речь, включаясь в общение между людьми и в деятельность человека, обеспечивают формирование высших психических функций – собственно человеческие формы произвольной организации ориентировки и поведения в окружающем мире.
Психическое развитие человека имеет ряд особенностей:
· Биологическое созревание мозга является только необходимым условием для формирования и развития психики. Причиной формирования и развития психических функций выступают взаимодействия субъекта с внешним предметным миром.
· Формирование и развитие человеческой психики детерминировано присвоением (усвоением) общественно-исторического опыта в совместной деятельности и общении с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, являясь носителями различных видов человеческих действий и деятельностей, выступают главными источниками развития.
· «Движущими силами» развития выступают противоречия в процессе усвоения общественно-мотивационных и предметно-операциональных компонентов деятельностей, которыми овладевает ребенок.
Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.
· Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией развития – теми формами отношений с предметным миром, взрослыми и социальной средой в которые необходимо включается ребенок, овладевая человеческой культурой и человеческими действиями.
· Внутри ведущего типа деятельности вызревают, дифференцируются другие, все более сложные виды действий и деятельностей.
· На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего типа деятельности формируются и переструктурируются психические функции человека.
· Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование характерных для каждого возраста психических новообразований, как в личностной, так и в познавательной сферах.
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.
· Первая эпоха: формирование и переход а) от деятельности непосредственно-эмоционального общения – младенческий возраст; б) к предметно-манипулятивной деятельности – возраст раннего детства.
· Вторая эпоха: формирование и переход от а) игровой деятельности (предметное моделирование, ролевая игра, игра по правилам) – дошкольный возраст; б) к учебной деятельности – младший школьный возраст.
· Третья эпоха: формирование и переход а) от интимно-личностного общения – подростковый возраст; б) к учебно-профессиональная деятельность – юношеский возраст.