Олигополия. Неценовая конкуренция и экономическая эффективность

Неценовая конкуренция и экономическая эффективность

Монопольно-конкурентная фирма производит на уровне меньшем, чем эффективный масштаб производства. Эффективный масштаб производства – это объем выпуска, минимизирующий АТС. Поскольку фирма могла бы увеличить Q и уменьшить АТС, говорят о наличии избыточной мощности DQ.

DQ = эффективный масштаб производства – фактический объем выпуска.

Наличие избыточной мощности говорит о том, что покупатели потребляют не максимально возможное количество товара и не по самой низкой цене (РМК > MC). Это означает, что монополистическая конкуренция – менее эффективная рыночная структура, чем совершенная конкуренция. Т.к. РМК > MC, то некоторые потребители воздерживаются от приобретения товара, таким образом, возникают безвозвратные общественные потери монопольного ценообразования.

Олигополия характеризуется стратегическим взаимодействием обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм и имеет место там, где действует ограниченное количество фирм, контролирующих значительные доли рыночного предложения, реализующих разнородную или однородную продукцию, при ограниченных возможностях доступа в отрасль и независимости принятия решения.

Классификация олигополий по количеству продавцов:

· жесткая олигополия (3 или 4 предпринимателя);

· аморфная олигополия (5 – 8 продавцов);

· дуополия (2 продавца) – частный случай.

Классификация олигополий по типу товаров:

· чистая олигополия (стандартизированный товар: медь, цинк, сталь и т.п.);

· дифференцированная олигополия (автомобили);

Классификация олигополий по целям:

· жестко скоординированная олигополия характеризуется отсутствием сговора и общей целью у фирм-участниц;

· картели основаны на типичных соглашениях (о квотах и разделе рынков сбыта, о единых ценах, об общей политике по отношению к поставщикам ресурсов).

4. Чистая монополия

Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия (от греческого «моно» – один, «полио» – продаю). В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и в масштабах страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, одно крупное предприятие и т.д. В США, например, 5% ВВП создается в условиях, близких к чистой монополии.

Монополия характеризуется высокой степенью рыночной власти продавцов и отсутствием конкуренции и имеет место там, где отсутствуют товарные заменители, единственный продавец обеспечивает весь объем отраслевого предложения и выпускает уникальную продукцию, проникновение в отрасль блокировано, полный контроль над ценой.

Барьеры, которыепрепятствуют проникновению новых фирм на монополизированный рынок:

· юридические – лицензирование определенных видов деятельности и патенты на изобретения;

· естественные – природные монополии и технико-экономические монополии (эффект масштаба);

· экономические – следствие неблагоприятной общеэкономической ситуации и барьеры, возводимые самими фирмами монополистами.

Виды монополий:

· случайная монополия возникает в результате временного превышения спроса над предложением;

· искусственная монополия возникает в ходе конкуренции на основе сговора или соглашения для получения сверхприбыли;

· естественная монополия (технологическая) формируется на основе технологических особенностей производства;

· монопсония возникает, когда монопольная власть концентрируется у покупателя.

Монополии в России разделены на три категории:

1. естественные монополии.

Естественными монополиями в нашей стра­не считаются отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привес­ти из других регионов страны;

б) они действуют на рынке, где создание конку­рентной среды за счет увеличения числа фирм-произ­водителей экономически неэффективно.

Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теплоэнергетика, газовая промышлен­ность, железные дороги, нефтепроводы, система во­доснабжения и т. п.

2. разрешенные монополии.

Разрешенными монополиями считаются отрас­ли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности, либо производящие некото­рые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

В эту категорию попадают отрасли оборонной про­мышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

3. временные монополии.

Временными монополиями будут признаваться отрас­ли и фирмы, которые оказались доминирующими про­изводителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективно­сти своей работы.

Временные и естественные монополии являются предметом особого внимания Антимо­нопольного комитета Российской Федерации и пра­вительства в целом, т.к. именно они негативно влияют на развитие экономики.

Ценообразование в условиях монополии:

· границы фирмы и отрасли совпадают;

· производство монополиста ограничивается кривой спроса (рис. 28);

· в краткосрочном периоде фирма получает наибольшую прибыль, когда предельный доход равен предельным издержкам, т.е. MR = MC;

· цена превышает предельные издержки на величину обратно пропорциональную эластичности спроса по цене, т.е.

Р = MC / (1 – 1 / │ Е Dp │).

Формы монополистических союзов:

· картель;

· трест;

· синдикат (совместный сбыт и производство);

· холдинг (скупщик акций);

· концерн (многоцелевая система предприятий).

Кривая спроса на продукт чистой монополии имеет отрицательный наклон, поэтому фирма может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров. Возможность влиять на цену товара называется монопольной властью. В случае простой монополии предельный доход (MR), получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы) – MR < P. График MR проходит ниже кривой спроса.

Существует взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода (TR) и предельного дохода монополии (MR).

 
 


Рис. 28. Взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода TR и предельного дохода монополии MR

Когда спрос эластичен, значение MR положительно и общий доход ТR растет. Когда спрос неэластичен, MR < 0 и ТR падает. Наконец, когда спрос единичной эластичности, MR = 0, а ТR – максимальный. Монополист, очевидно, ограничит объем выпуска эластичной частью кривой спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow