Общие черты несовершенной конкуренции и последствия
несовершенная конкуренция – это конкуренция за объем продаж путем применения фирмами различных конкурентных стратегий.
Общие черты несовершенной конкуренции:
1. отрицательный наклон кривой спроса на продукцию фирмы(критерий несовершенной конкуренции);
2. наличие предела роста валового дохода;
3. ускоренное падение предельного дохода.
Последствия несовершенной конкуренции:
1. недопроизводство товаров;
2. завышение цен;
3. тенденция к получению экономической прибыли.
2. м онополистическая конкуренция
м онополистическая конкуренция характеризуется конкуренцией за объем продаж между обладающими рыночной властью продавцами и имеет место там, где: большое количество фирм-продавцов реализуют дифференцированный продукт при отсутствии барьеров проникновения в отрасль и независимости принятия решений.
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию «чистой монополии» и в то же время на «совершенную конкуренцию».
1. Монополистические аспекты:
· убывающая кривая спроса;
· возможность влиять на цену.
2. Конкурентные аспекты:
· разделение рынка с множеством других мелких фирм;
· не зависит в действиях от других фирм;
· сговор с целью ограничения объема производства невозможен.
В краткосрочном периоде каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна чистой монополии. Сначала она выбирает объем выпуска, исходя из равенства MC = MR, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объему (P).
Будет ли при этом фирма получать прибыль или нести убыток, зависит от соотношения цены р и ATC. Однако в условиях монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго.
Рис. 26. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде
В долгосрочном периоде прибыль притягивает конкурентов в отрасль, а убытки поощряют выход из нее. Процесс миграции фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки. Эта ситуация аналогична совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Рис. 27. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде
Графически долгосрочное равновесие выглядит так: точка А – точка долгосрочного равновесия, где прибыль PR = 0. Кривая D – касательная к LAТC. Фирмы получают только нормальную прибыль.