Антимонопольная политика США и РФ
За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновений с монополиями и убедилось, что появление монополии нарушает нормальную работу рыночных механизмов и, прежде всего, искажает механизм формирования равновесных рыночных цен. А поскольку такие цены служат главным ориентиром для всех участников экономической жизни, то возникает опасность дезориентации продавцов и покупателей.
Деятельность монополий приводит к нерациональному распределению ограниченных ресурсов и замедлению темпов роста благосостояния людей, поэтому защитить интересы покупателей необходимо созданием антимонопольного законодательства, устанавливающего определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Действия, запрещенные для фирм:
· изъятие товаров из обращения с целью создания дефицита;
· навязывание невыгодных условий договора;
· создание препятствий доступу на рынок;
· нарушение установленного порядка ценообразования;
· установление монопольно высоких (низких) цен;
· необоснованное сокращение или прекращение производства товаров и др.).
Способы антимонопольного регулирования:
1. законодательные:
· ограничение контроля над рынком;
· контроль за слияниями;
· запреты соглашений о ценах;
· контроль за соглашениями об использовании продукции;
· запреты соглашений о разделе рынков;
· запреты на установление розничных цен;
· определение набора предоставляемых услуг;
· запреты соглашений о предоставлении исключительных прав.
2. экономические меры:
· косвенное регулирование;
· прямое регулирование;
· налогообложение продукции;
· установление «потолков цен»;
· налогообложение сверхприбыли;
· установление предела нормы прибыли.
Антимонопольное законодательство США представлено следующими законами:
1. Закон Шермана (1890 г.) признает незаконным создание монополий или сговор, направленный на ограничение свободы торговли.
2. Закон Клейтона (1914 г.) противостоит любым действиям, направленным на ценовую дискриминацию, слияния и поглощения компаний горизонтального типа.
Ценовая дискриминация – продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям.
Горизонтальное слияние – это комбинация или интеграция двух или более компаний, занятых в одной сфере производства. Например, слияние двух издательств в один крупный концерн.
3. Закон федеральной торговой комиссии (1914 г.) и закон Уилера Ли (1938 г.) направлены на защиту потребителя:
· запрещение ложной рекламы;
· преследование нечестных методов конкуренции.
4. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) ограничивает вертикальное слияние фирм.
Вертикальное слияние – это слияние двух или более компаний, осуществляющих разные стадии одной технологической цепочки. Например, автомобильная компания приобретает сталелитейный завод для производства собственной стали для изготовления автомобилей.