История возникновения логики
Логика как наука. Ее предмет и значение
Лекция
В традиционной логике науку принято определять как науку о мышлении, его формах и закономерностях.
Слово «логика» имеет древнее происхождение и в переводе с греческого означает «разум, рассудок, рассудочность, понимание». Корнем слова логика является слова logos, что означает мышление, слово/имя, понятие, речь. Слово logоs в древнегреческом отлагательное существительное, которое произошло от глагола, означающего сам процесс говорения, но этот процесс подразумевает всегда беседу или диалог. Кроме того, в древнегреческой терминологии «говорение» всегда означает некоторую предметность.
Т.о., в первую очередь, необходимо определить предмет разговора. Для древних греков логика, во-первых, это умение правильно построить речь. Основателем логики принято считать древнегреческого философа Аристотеля. Ему принадлежит корпус текстов, имеющий общее название «Органон» (средство, орудие в переводе с греч.). В этот корпус входят такие трактаты:
|
|
1. «Категории»;
2. «О софистических опровержениях»;
3. «Первая аналитика»;
4. «Вторая аналитика»;
5. «Топика»
«Органон» Аристотеля наряду с этическими сочинениями, является ядром его философской системы. Корнями своими он входит в «Метафизику», а в качестве завершения приводит к поэтическим сочинениям («Поэтика», «Риторика»).
Несмотря на то, что основателем логики считается Аристотель, первые сочинения по логике с таким названием были написаны задолго до него. Так, древние натурфилософы писали трактаты о душе и разуме. Первый трактат с названием «Логика» принадлежит философу-атомисту Демокриту. В своем трактате Демокрит не излагает строгой системы мышления, как это сделал Аристотель, а критикует философское направление софистов, но именно трактат Демокрита является первым следствием сложившейся в то время в Греции социально-политической ситуации.
Понятие классической греческой античности обычно связывается с возникновением полисной структуры социального устройства. Примером наивысшего развития полиса являются Афины.
Чтобы понять причины возникновения и особенности логической теории рассмотрим структуру полиса.
Полис в своем устройстве имел 3 главных части:
1. Центральная часть – площадь – агора. Там находились инстанции законодательной и исполнительной власти и места народных собраний.
2. За пределами площади находились жилые кварталы, огороженные городской стеной. Причем, улицы чаще располагались концентрическим образом. Ближе к центру жили знатные горожане. На окраинах – военные, ремесленники, крестьяне.
|
|
3. Хора – третья часть полиса – территория пахотных и пастбищных земель.
Возникновение древнегреческой рациональности обязано специфическому устройству полиса, который, в свою очередь, обязан условиям жизни древних элийских племен на берегу Эгейского моря. Русский историк и культуролог Петров И. выдвинул гипотезу, согласно которой в формировании греческого мышления, решающую роль сыграли набеги кочевников с Севера и атаки пиратов с моря («Палуба пиратского корабля и личность»). Суть в том, что всякое мышление и всякая личность формируется и действует только при наличии чего-то инородного или чужого. Древние были вынуждены строить оборонительные сооружения, защищавшие их со всех сторон и удобные в использовании. Так возникает одна из первых абстракций, а именно абстракция окружности, которая не только продвинула вперед античную технику и науку, но и способствовала формированию картины мира вплоть до XIX века.
Аксиома окружности способствовала становлению математики как главного из умений и искусств. Устройство греческого полиса, в конечном счете, предопределило устройство греческого космоса. В эпоху Просвещения такая связь получила распространенное наименование макрокосма и микрокосма.
Устройство греческого полиса также сформировало систему ценностей античного мира. Расположение в центре полиса законодательного органа поставило во главу античной культуры душу и разум как главные ценности греческого общества. Повседневный мир человека занимает промежуточное место между агорой и хорой. Такое расположение привело к наращиванию значений структуры города.
Хора (наиболее подходящий перевод – «то, в чем») – вместилище жизни человека (то, в чем он живет).
Т.о., имея разум как важнейшую ценность, греческая культура оказалась погружена в пространство высшего разума.
Все основные, главные события в жизни города происходили на агоре. Такие условия делают главным инструментом жизни гражданина – публичность. С другой стороны, все образовательные и воспитательные системы Греции были построены на умении вести беседу, держать речь. Классическим примером такого умения является фигура Сократа («Сократовская диалектика» - определяет способ ведения беседы).
В своих диалогах Сократ всегда занимает позицию учителя, наставника и, как правило, последнее слово всегда за ним. Сократ является главным героем большинства философских диалогов античности, начиная с Платона и потому мы можем сделать его фигуру универсальной для традиций греческого диалога.
Позиция мудреца и наставника возможна исключительно в случае существования гласного или негласного понимания инстанции высшего разум или Бога. В греческой философии одним из центральных понятий является термин «нус», что означает «ум». Именно социальное полисное устройство греческого общества способствовало возникновению таких высоких абстракций, как мышление, ум, бытие.