Общественно-политические факторы возникновения логики

История возникновения логики

Логика как наука. Ее предмет и значение

Лекция

В традиционной логике науку принято определять как науку о мышлении, его формах и закономерностях.

Слово «логика» имеет древнее происхождение и в переводе с греческого означает «разум, рассудок, рассудочность, понимание». Корнем слова логика является слова logos, что означает мышление, слово/имя, понятие, речь. Слово logоs в древнегреческом отлагательное существительное, которое произошло от глагола, означающего сам процесс говорения, но этот процесс подразумевает всегда беседу или диалог. Кроме того, в древнегреческой терминологии «говорение» всегда означает некоторую предметность.

Т.о., в первую очередь, необходимо определить предмет разговора. Для древних греков логика, во-первых, это умение правильно построить речь. Основателем логики принято считать древнегреческого философа Аристотеля. Ему принадлежит корпус текстов, имеющий общее название «Органон» (средство, орудие в переводе с греч.). В этот корпус входят такие трактаты:

1. «Категории»;

2. «О софистических опровержениях»;

3. «Первая аналитика»;

4. «Вторая аналитика»;

5. «Топика»

«Органон» Аристотеля наряду с этическими сочинениями, является ядром его философской системы. Корнями своими он входит в «Метафизику», а в качестве завершения приводит к поэтическим сочинениям («Поэтика», «Риторика»).

Несмотря на то, что основателем логики считается Аристотель, первые сочинения по логике с таким названием были написаны задолго до него. Так, древние натурфилософы писали трактаты о душе и разуме. Первый трактат с названием «Логика» принадлежит философу-атомисту Демокриту. В своем трактате Демокрит не излагает строгой системы мышления, как это сделал Аристотель, а критикует философское направление софистов, но именно трактат Демокрита является первым следствием сложившейся в то время в Греции социально-политической ситуации.

Понятие классической греческой античности обычно связывается с возникновением полисной структуры социального устройства. Примером наивысшего развития полиса являются Афины.

Чтобы понять причины возникновения и особенности логической теории рассмотрим структуру полиса.

Полис в своем устройстве имел 3 главных части:

1. Центральная часть – площадь – агора. Там находились инстанции законодательной и исполнительной власти и места народных собраний.

2. За пределами площади находились жилые кварталы, огороженные городской стеной. Причем, улицы чаще располагались концентрическим образом. Ближе к центру жили знатные горожане. На окраинах – военные, ремесленники, крестьяне.

3. Хора – третья часть полиса – территория пахотных и пастбищных земель.

Возникновение древнегреческой рациональности обязано специфическому устройству полиса, который, в свою очередь, обязан условиям жизни древних элийских племен на берегу Эгейского моря. Русский историк и культуролог Петров И. выдвинул гипотезу, согласно которой в формировании греческого мышления, решающую роль сыграли набеги кочевников с Севера и атаки пиратов с моря («Палуба пиратского корабля и личность»). Суть в том, что всякое мышление и всякая личность формируется и действует только при наличии чего-то инородного или чужого. Древние были вынуждены строить оборонительные сооружения, защищавшие их со всех сторон и удобные в использовании. Так возникает одна из первых абстракций, а именно абстракция окружности, которая не только продвинула вперед античную технику и науку, но и способствовала формированию картины мира вплоть до XIX века.

Аксиома окружности способствовала становлению математики как главного из умений и искусств. Устройство греческого полиса, в конечном счете, предопределило устройство греческого космоса. В эпоху Просвещения такая связь получила распространенное наименование макрокосма и микрокосма.

Устройство греческого полиса также сформировало систему ценностей античного мира. Расположение в центре полиса законодательного органа поставило во главу античной культуры душу и разум как главные ценности греческого общества. Повседневный мир человека занимает промежуточное место между агорой и хорой. Такое расположение привело к наращиванию значений структуры города.

Хора (наиболее подходящий перевод – «то, в чем») – вместилище жизни человека (то, в чем он живет).

Т.о., имея разум как важнейшую ценность, греческая культура оказалась погружена в пространство высшего разума.

Все основные, главные события в жизни города происходили на агоре. Такие условия делают главным инструментом жизни гражданина – публичность. С другой стороны, все образовательные и воспитательные системы Греции были построены на умении вести беседу, держать речь. Классическим примером такого умения является фигура Сократа («Сократовская диалектика» - определяет способ ведения беседы).

В своих диалогах Сократ всегда занимает позицию учителя, наставника и, как правило, последнее слово всегда за ним. Сократ является главным героем большинства философских диалогов античности, начиная с Платона и потому мы можем сделать его фигуру универсальной для традиций греческого диалога.

Позиция мудреца и наставника возможна исключительно в случае существования гласного или негласного понимания инстанции высшего разум или Бога. В греческой философии одним из центральных понятий является термин «нус», что означает «ум». Именно социальное полисное устройство греческого общества способствовало возникновению таких высоких абстракций, как мышление, ум, бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: