Предмет и методы в традиционном определении логики

Эволюционная природа языковой деятельности

Мышление и Язык

Лекция

Практика.

Практика.

Дехотомия – разделение понятия на противоположные.

Философ всегда действует в сфере сущего (бытия), софист – в небытии.

Сократовская диалектика – диалектика бытия/небытия в беседе.

Бытие – процесс, способ, некая длительность.

Сущность мышления – бытие.

Логика – наука мыслить = бытие, которое непосредственно связано с языком.

Современная антропология утверждает: 1ые признаки способности к языковой деятельности появились у людей» 150-200 тыс. лет назад. Формирование же речи произошло» 40 тыс. лет назад. Способность к языку заложена в человеке генетически, однако развитие этой способности обусловлено социально. Психологи выделяют возраст от 3 до 5 лет, который является рубежом освоения языка и речи.

Андре Леруа-Гуран кН «Эволюция Техники». Эволюционно развитие языковых способностей связано с прямохождением приматов. Переход к прямохождению гоменид (человекообразные обезьяны) приводит к следующим последствиям:

1) Организовывается новый способ установления энергетического обмена со средой – это приводит к утрате волос, перестройки органов дыхания и кровообращения;

2) Освобождение и перестройка пояса верхних конечностей.

У приматов во время охоты хватательная функция переносится с пальцев на кисти => рот освобождён => развитие орудий труда и охоты => дальнейшая эволюция нервной системы человека.

Развитие речевой способности и развитие примитивных орудий соединяется в решающем изобретении для антропогенеза – изобретении письма.

«Макароны»)) - это археологический артефакт - выцарапанные сверху вниз линии на стене пещеры.

Развитие письма замыкает на себе развитие вербальных способностей и развитие техники, с одной стороны, и, с другой стороны, говорит об эволюционной и физиологической связи мышления/речи и органов чувств.

С развитием речи происходит утрата волосяного покрова на лице, что привело к развитию мимических мышц.

В философской терминологии, особенно в новейшей философии, по греческой традиции используется множество терминов, родственных естественным наукам – биологии и ботанике.

Логика - наука о формах и закономерностях правильного мышления.

Логическая форма - это мысленное отражение действительного положения вещей. Эта формулировка не удовлетворяет потому, что:

1) она основана, на довольно ограниченной гносеологической теории «отражения». «Гносис» - это познание (гносеология – раздел, посвященный познанию). Теория отражения - это философский продукт марксистско-лениской идеологии, однако, главное заблуждение заключается в фундаментальном для этой теории разделении мира на субъект и объект.

Понятие субъекта и объекта тождественны понятиям наука и её предмет.

Объект возникает исключительно в результате деятельности познающего разума, который является разумом учёного. Логика же занимается мышлением, которое к познанию имеет посредственное отношение.

Заблуждением является отождествление процесса научного познания и философского мышления.

Такой неправильный подход к вопросу о формах мышления, приводит к следующему заблуждению: логика должна посвятить себя изучению пустых бессодержательных схем, т.е. отвлечённых от сущности форм. Это, в свою очередь, приводит к пониманию логической формы, как замкнутого статического образования.

Принято различать также мышление абстрактное, логическое и чувственное.

3формы чувственного познания:

ощущение;

восприятие;

представление.

3формы абстрактного мышления:

Понятие

Суждение

умозаключение.

Ощущение - это отражение отдельных свойств и качеств предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Восприяти е - отражение предмета целиком.

Представление - чувственный образ предмета, воздействовавшего на наши органы чувств ранее, но в данный момент невоспринимаемого.

Подобное разделение форм чувственного познания представляет собой неудачную попытку решения дуализма сознания и материи.

В Философии XX века развилось мощное направление. Посвятившее себя исследованию жизни человеческого сознания. Оно называется феноменология. Основатель - Эдмунд Гуссерель –> Сартр, Хайдегер, Мерло-Понти. Решая вопрос о природе сознания, Морис Мерло-Понти анализирует проблемы ощущения и восприятия. Представление упраздняется им, как ошибочное понятие, а ощущение - становится бессознательным, и потому неподлежащим изучению этапам акта восприятия.

Понятие - это форма логического мышления, в которой на основании существенных признаков обобщаются в класс и выделяются предметы.

Суждение - это форма логического мышления, в которой что-либо утверждается/отрицается о существовании предмета, его свойствах и отношениях.

Умозаключение - это форма логического мышления, в которой из 2 или более суждений (посылок) на основании определённых правил вывода, строится новое суждение, именуемое заключением.

Условность подобного деления связана с тем, что формы мышления определяются здесь статично, однако, понятие, в классической аристотелевской логике и в дальнейшей истории философии - есть процесс.

В греч языке понятие, здравомыслие, рассудительность, которые, в свою очередь, определяют важное для античной философии понятие как понимание или фронесис (phronesis). Т.О. Понятие как процесс – есть необходимое условие логичности мышления.

Суждение представляет собой процесс в двояком смысле:

1) акт высказывания;

2) процедура предикации (логического связывания различных понятий или предмета суждения и его свойств).

Умозаключение стало пониматься в качестве логической формы средневековыми схоластами, которые наибольшее значение уделяли экстенсиональной характеристике силлогистических посылок.

Однако, в античной и новоевропейской философской логике умозаключение - есть процесс постижения сущности предмета речи.

В философии Платона и Аристотеля всякая сущность обозначается одним термином oysia – сущность, который характеризует всякую сущность как единое и единичное, во-вторых, из понимания термина «философия» ясно, что достичь сущности бытия мы не можем, а можем быть только причастны к нему [бытию]. Критика разделения форм абстрактного мышления может проводиться также по количественной линии. Например, в качестве отдельной формы можно выделить теорию/гепотезу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: