Тема 8. Финансовое планирование в организации

План

1. Понятие финансового планирования. Содержание и цели финансового планирования. Основные принципы и задачи финансового планирования.

2. Виды финансовых планов, составляемых в организации: перспективные, текущие и оперативные планы, планы финансирования капитальных вложений, планы текущих операций.

1. Понятие финансового планирования. Содержание и цели финансового планирования. Основные принципы и задачи финансового планирования.

Тема "Финансовое планирование" - ключевая в курсе "Финансы организаций".

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления предприятием. Здесь воплощаются в конкретные финансовые показатели стратегические цели предприятия, происходит обеспечение финансовыми ресурсами текущей деятельности. Без финансового плана невозможно привлечение сторонних инвесторов и позиции предприятия в конкурентной борьбе крайне неустойчивы. Финансист должен владеть различными методами финансового планирования, иметь навыки в разработке финансовой стратегии. Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников.

Планирование – это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболее эффективного достижения.

Финансовое планирование ставит своей целью определить соответствие доходов организации на прогнозируемый период расходам за этот же период.

Финансовое планирование – это многоуровневая система расчетов, которые затем консолидируются в балансе доходов и расходов (финансовом плане).

Основными этапами финансового планирования являются:

1. Расчет величины выручки от продажи продукции (работ, услуг).

2. Расчет величины затрат на производство и реализацию продукции.

3. Расчет прибыли от реализации и прочих доходов и расходов. Определение размера прибыли на планируемый период.

4. Расчет источников финансирования прироста внеоборотных активов (капитальных вложений).

5. Расчет потребности предприятия в оборотных средствах и источников финансирования прироста норматива оборотных средств.

6. Распределение прибыли по направлениям ее использования.

7. Расчет источников финансирования научно-исследовательских работ, содержания объектов социальной сферы и других расходов, финансируемых из различных источников.

8. Составление проверочной таблицы (шахматки) соответствия расходов предприятия источникам финансирования.

9. Составления баланса доходов и расходов (финансового плана).

Основными задачами финансового планирования являются:

· обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

· определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

· выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

· соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

· контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование осуществляется следующими методами:

- метод экономического анализа

- нормативный метод

- метод балансовых расчетов

- метод денежных потоков

- метод многовариантности расчетов

- метод экономико-математического моделирования.

2. Виды финансовых планов, составляемых в организации: перспективные, текущие и оперативные планы, планы финансирования капитальных вложений, планы текущих операций.

По периоду охвата финансовое планирование подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы развития предприятия. Оно предполагает разработку финансовой стратегии предприятия. Финансовая стратегия дает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.

Результатом перспективного планирования является разработка трех основных финансовых документов:

· прогноза отчета о прибылях и убытках;

· прогноза бухгалтерского баланса;

· прогноза движения денежных средств.

Основной целью разработки этих документов являются прогнозная оценка финансового состояния предприятия.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках может составляться методом "CVP-анализ", который иначе называется анализ безубыточности или анализ на основе эффекта производственного (операционного) рычага [1].

Прогнозный бухгалтерский баланс позволяется составить фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия в результате пропорций размещения активов и пассивов.

Прогноз движения денежных средств используется финансовыми менеджерами для оценки денежных потоков в разрезе текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности. С помощью этого документа можно оценить, сколько денежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия, синхронность поступлений и расходования денежных средств и оценить будущую платежеспособность предприятия.

Текущее финансовое планирование осуществляется на период не более одного года. В условиях нестабильности допускается составление текущего плана на предстоящий квартал.

Форма финансового плана представлена ниже.

  Баланс доходов и расходов (финансовый план) (пример)    
Шифр строки Разделы и статьи баланса Сумма, тыс.руб.
  I. Поступления (приток денежных средств)  
  А. От текущей деятельности  
  Выручка от реализации продукции, работ, услуг (без НДС, акцизов и таможенных пошлин)  
  Прочие поступления:  
  средства целевого финансирования  
  поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях  
  Прирост устойчивых пассивов  
  Итого по разделу А  
  Б. От инвестиционной деятельности  
  Выручка от прочей реализации (без НДС)  
  Доходы от внереализационных операций  
  Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом  
  Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР  
  Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве  
  Итого по разделу Б  
  В. От финансовой деятельности  
  Увеличение уставного капитала  
  Увеличение задолженности, в том числе:  
  получение новых займов, кредитов  
  выпуск облигаций  
  Итого по разделу В  
  Итого доходов  
     
  II. Расходы (отток денежных средств)  
  А. По текущей деятельности  
  Затраты на производство реализованной продукции (без амортизационных отчислений и налогов, относимых на себестоимость)  
  Платежи в бюджет - всего  
  в том числе:  
  Налоги, включаемые в себестоимость продукции  
  Налог на прибыль  
  Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия  
  Налоги, относимые на финансовые результаты  
  Налог на прочие доходы  
  Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)  
  Прирост собственных оборотных средств  
  Итого по разделу А  
  Б. По инвестиционной деятельности  
  Инвестиции в основные фонды и нематериальные активы - всего  
  из них:  
  Капитальные вложения производственного назначения  
  Капитальные вложения непроизводственного назначения  
  Затраты на проведение НИОКР  
  Платежи по лизинговым операциям  
  Долгосрочные финансовые вложения  
  Расходы по прочей реализации  
  Расходы по внереализационным операциям  
  Содержание объектов социальной сферы  
  Прочие расходы  
  Итого по разделу Б  
  В. От финансовой деятельности  
  Погашение долгосрочных ссуд  
  Уплата процентов по долгосрочным ссудам  
  Краткосрочные финансовые вложения  
  Выплата дивидендов  
  Отчисления в резервный фонд  
  Прочие расходы  
  Итого по разделу В  
  Итого расходов  
  Превышение доходов над расходами (+)  
  Превышение расходов над доходами (-) -818
  Сальдо по текущей деятельности  
  Сальдо по инвестиционной деятельности -6181
  Сальдо по финансовой деятельности  
           

Для проверки составляется шахматка или проверочный баланс. Шахматка представляет собой матрицу, где по вертикали располагаются расходы предприятия на текущий период (отток денежных средств), а по горизонтали все источники финансирования предстоящих расходов (приток денежных средств).

Шахматка (проверочный баланс) (пример)

№ строки доходы /расходы Выручка Средства целевого финансирования Поступления от родителей за содержание детей в дошкольных учреждениях Прирост устойчивых пассивов Выручка от прочей реализации (без НДС) Доходы от внереализационных операций Накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом Средства, поступающие от заказчиков по договорам на НИОКР Средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве Получение новых займов, кредитов Прибыль Итого расходов
                           
  Затраты                        
  Платежи в бюджет - всего                        
  в том числе:                        
  Налоги, включаемые в себестоимость продукции                        
  Налог на прибыль                        
  Налоги, уплачиваемые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия                        
  Налоги, относимые на финансовые результаты                        
  Налог на прочие доходы                        
  Выплаты из фонда потребления (материальная помощь и др.)                        
  Прирост собственных оборотных средств                        
  Капитальные вложения производственного назначения                        
  Капитальные вложения непроизводственного назначения                        
  Затраты на проведение НИОКР                        
  Расходы по прочей реализации                        
  Расходы по внереализационным операциям                        
  Содержание объектов социальной сферы                        
  Погашение долгосрочных ссуд                        
  Уплата процентов по долгосрочным ссудам                        
  Выплата дивидендов                        
  Отчисления в резервный фонд                        
  Прибыль                        
  Итого доходов                        

Сумма, соответствующая данному виду расходов, проставляется на пересечении строки расходов и графы источника, из которого будет финансироваться эта статья расходов. Балансирующей строкой и графой является "прибыль". Прибылью может быть признано превышение доходов над расходами. В свою очередь прибыль является основным источником покрытия расходов и поэтому в матрице допускается двойной счет. Цель данной таблицы – сбалансировать доходы и расходы предприятия.

Заключительным документом финансового планирования является плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все изменения и показывает состояние имущества и финансов предприятий. Формирование баланса происходит на основании запланированных изменений статей планового баланса предыдущего года, а также плана прибылей и убытков. Необходимо произвести перегруппировку статей актива и пассива планового баланса на основании использования денежных средств (левая часть) и их источников (правая часть):

Плановый бухгалтерский баланс

Использование денежных средств Источники денежных средств
I. Увеличение актива 1.Инвестиции в основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения 2. Прирост оборотных средств II. Уменьшение пассива 1. Погашение кредитов, займов 2. Сокращение собственного капитала: распределение прибыли в фонд потребления, выплата дивидендов, процентов по облигациям, убытки I. Уменьшение актива 1. В области основных средств 2. В области оборотных средств II. Увеличение пассива 1. Получение кредитов и займов 2. Эмиссия долговых ценных бумаг 3. Увеличение собственного капитала: эмиссия акций, повышение резервов и фондов из прибыли

В процессе осуществления текущей деятельности предприятия осуществляется оперативное планирование. Виды оперативного планирования:

· платежный календарь

· кассовый план

· кредитный план

Платежный календарь составляется на период не более одного месяца и не менее 5 дней. Оптимальным считается вариант составления скользящего платежного календаря на две пятидневки с еженедельным сдвигом плана на следующие две пятидневки. В платежном календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. При недостатке денежных средств на осуществление всех расчетов происходит корректировка и сдвиг наименее срочных расходов на более поздний период. В случае невозможности отодвинуть платежи и отсутствии достаточности поступлений в планируемом периоде разрабатывается план привлечения кредитных ресурсов. Пример простого платежного календаря приведен ниже.

Платежный календарь на период с 1 по 5 марта 20хх года

№ строки Показатель Сумма (тыс. руб.) по датам    
             
  Поступление средств        
  Остаток средств на расчетном счете на начало периода          
  Остаток средств в кассе на начало периода          
  Поступление средств от продажи продукции          
  Поступление средств от арендаторов          
  Получение краткосрочных кредитов          
  Итого поступлений          
  Расходование средств        
  Выдача заработной платы          
  Перечисление ЕСН          
  Оплата счетов поставщиков          
  Оплата хозяйственных расходов          
  Итого расходов          
  Остаток на конец дня          
  в т.ч. в кассе          

Кредитный план разрабатывается по мере необходимости и представляет собой технико-экономическое обоснование привлечения краткосрочного кредита и графика его возврата.

Кассовый план составляется с целью определения оборота наличных денежных средств на предприятии. Кассовый план разрабатывается на квартал с разбивкой по месяцам. Определяется сроки выдачи и сумма заработной платы, размер наличной выручки от продажи и направления ее использования. План представляется обслуживающему банку для утверждения и контроля за расходованием наличной денежной выручки.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль за издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Учет по центрам ответственности базируется на принципе бюджетирования. [2] Всесторонний (полный) бюджет - это сочетание финансового и производственного планов, выраженных в числовых значениях. В хорошо организованной системе управления бюджеты используются для планирования, оценки исполнения, координации и установления коммуникаций.

Бюджет - количественное выражение плана, инструмент координации и контроля за его выполнением. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Здесь в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежный поток и поддерживающие планы. Составление бюджетов побуждает планировать, вырабатывать контрольные критерии и улучшать координацию. Бюджетный цикл обычно включает следующие этапы: 1) планирование деятельности организации в целом и по его подразделениям; 2) разработка проекта бюджета; 3) просчет вариантов плана, внесение корректив; 4) окончательное планирование, проектирование обратной связи и учет меняющихся условий. Генеральный бюджет обеспечивает как производственное, так и финансовое управление. Как правило, провалы в бизнесе происходят из-за слабой разработки одного из них.

На рис. 2.6. показана схема составления основного бюджета.[3] Здесь указаны лишь основные взаимосвязи между поддерживающими бюджетами, поскольку показ всех взаимосвязей значительно загромоздил бы схему.

Методическое обеспечение бюджетного процесса осуществляет набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру, разделение ответственности и власть. Они служат в качестве свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях говорится о том, что нужно делать, когда, как и в какой форме. Усилия и время, затраченные на создание методического обеспечения, окупаются в дальнейшем.


Бюджет продаж

(программа сбыта)

бюджет конечных бюджет производ-

запасов готовой ства (производст-

продукции венная программа)

бюджет Трудовой Смета накладных

материалов бюджет производственных

расходов

Бюджет цеховой

себестоимости

Смета

административных

расходов

Смета коммерческих расходов

План по

прибыли


Бюджет Бюджет Проект Проект

капитала денежных баланса бюджета

(оборотных) денежных

средств потоков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: