Некоторые аспекты управления трудовым коллективом

Поскольку управление, это, прежде всего, управление людьми, оно предполагает сознательное регулирование формирования и деятельности коллектива - форм его организации, мотивации действий и характера взаимоотношений между его членами. В связи с этим и возникает потребность выявления механизма межличностных отношений и изучения закономерностей формирования у работников ценностных ориентации. На основе этого разрабатываются формы и методы мотивации и контроля.

Управление коллективом включает два направления: 1.управление трудом; 2.управление персоналом.

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ включает НОТ и нормирование труда.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ можно свести к решению проблем: определение потребности в рабочей силе, ее скрупулезный подбор и расстановка, поточное управление людьми.

При определении потребности в рабочей силе нужно исходить из производственно-хозяйственных заданий /объемов работ/ данного участка или организации, эффективной загрузки каждого работника и оборудования, экономичного использования фонда оплаты труда.

Для создания эффективно работающей команды нужно привлекать людей, которые уже имеют опыт аналогичной работы, и высокую квалификацию. При подборе работников необходимо также выяснять, соответствует ли их подготовка организационной культуре и системе ценностей организации. Большинство зарубежных фирм придерживаются правила: лучше провести переподготовку и профессиональную переориентацию собственных работников, чем нанимать их со стороны.

Расстановка работников также осуществляется в соответствии с определенными принципами, при традиционном подходе важнейшим считается обучение и контроль, при рыночном - создание таких условий, при которых работник может максимально проявить себя. Для проверки правильности расстановки работников часто применяется их аттестация.

При поточном управлении работниками, менеджер решает целый ряд задач: совершенствование планирования и разделения труда, методов труда, его охраны; постановки заданий, контроля, оказания помощи, организации заработной платы и мотивации работников, создания благоприятного микроклимата, разрешения конфликтов, налаживания коммуникаций и т.п.

Лекция 5. ТЕМА 5: МОТИВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ.

33.СУЩНОСТЬ МОТИВАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В УПРАВЛЕНИИ.

При планировании и организации работы руководитель определяет что, где, когда и как должны делать сотрудники, чтобы достичь целей организации. К сожалению, руководители часто ошибочно полагают, что если некая организационная структура или план прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Но это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен координировать работу и заставлять людей выполнять ее. Иными словами, руководители воплощают свои решения в дела, лишь применяя на практике основные принципы мотивации.

Что же такое мотивация? Чтобы понять суть мотивации необходимо вспомнить, что собой представляет человеческая жизнь, что лежит в основе человеческих действий?

Человеческая жизнь представляет собой непрерывный процесс удовлетворения множества различных потребностей.

Потребность – это физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо и стремление от этого избавиться. Выделяют первичные и вторичные потребности.

Первичные – являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Это потребности в пище, воде, дыхании, сне и пр.

Вторичные – по своей природе психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и пр. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Люди имеют различный приобретенный опыт, поэтому вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается \осознается\ человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности \интерес\.

ИНТЕРЕС – это побудительный мотив к какой либо деятельности. Мотивами становятся не любые осознанные потребности, а лишь активные – наиболее актуальные. Удовлетворяясь в процессе какой-либо деятельности человека, они переходят в пассивные, а на их место становятся новые активные, побуждая к другой деятельности.

ПОБУЖДЕНИЕ \МОТИВАЦИЯ\ - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворенности, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. Обычно люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребностей и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как ЗАКОН РЕЗУЛЬТАТА.

Мотивы могут быть внутренними и внешними, последние обусловлены стремлением человека обладать какими-то не принадлежащими ему объектами или, наоборот – избежать такого обладания. Внутренние мотивы связаны с получением удовлетворения от уже имеющегося у человека объекта, который он желает сохранить, или неудобствами, которые приносит обладание им, а, следовательно, стремлением от него избавиться. Например, интересная работа приносит человеку наслаждение и он готов трудиться почти даром; в противном случае он согласен на все, лишь бы от этой работы избавиться.

Мотивов, как и потребностей, существует множество. Соотношение различных мотивов, обусловливающих поведение людей, образует их МОТИВАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ, являющуюся достаточно стабильной, хотя и поддающейся целенаправленному формированию, например, в процессе воспитания. У каждого человека мотивационная структура индивидуальна и обусловлена множеством факторов: типом личности, характером, уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентациями, жизненным опытом и пр.

Для успешного руководства людьми, каждый менеджер должен, хотя бы в общих чертах, представлять, чего хотят и чего не хотят его подчиненные, каковы внешние и внутренние мотивы их поведения, в каком соотношении они находятся, как можно воздействовать на них и каких результатов при этом ожидать. Исходя из этого, он либо формирует определенную мотивационную структуру поведения подчиненных, развивая у них желательные мотивы и ослабляя нежелательные, либо осуществляет прямое стимулирование их действий.

В то же время необходимо отметить, что между мотивацией и конечными результатами деятельности человека нет однозначной связи, ибо здесь вмешивается много случайных или субъективных факторов, таких, например, как способности, настроение в данный момент, влияние третьих лиц и т.п.

Итак, МОТИВАЦИЯ представляет собой процесс создания системы условий или мотивов \мотив – фр. Побудительная причина, повод к тому или иному действию \, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: