Сущность стимулирования

Мотивы, формирующиеся у человека под воздействием множества внешних и внутренних, субъективных и объективных факторов, «включаются» под влиянием стимулов. В качестве стимулов могут выступать материальные предметы, действия других людей, предоставляющиеся возможности, надежды и пр.

По содержанию стимулы могут быть экономическими и неэкономическими. В свою очередь последние делятся на организационные и моральные. Однако четкой грани между ними не существует. На практике они тесно переплетаются, обусловливают друг друга, а зачастую взаимопереходят, так что их просто невозможно разделить. Например, повышение в должности и связанное с ним денежное вознаграждение дают возможность приобретения не только каких-то дополнительных материальных благ, но и известности, уважения, почета, морального удовлетворения.

Применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включения соответствующих мотивов, называется СТИМУЛИРОВАНИЕМ.

Концепция стимулирования основывается на том, что любые действия подчиненного должны вознаграждаться, то есть иметь для него положительные, отрицательные или нейтральные последствия, в зависимости от того, как он выполняет порученную работу. Стремясь избежать отрицательных последствий и заслужить поощрение, он сохраняет стабильность поведения или изменяет его в требуемую сторону.

Слово «вознаграждение» имеет более широкий смысл, чем просто деньги или удовольствие, с которыми чаще всего это слово ассоциируется. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – это все, что человек считает ценным для себя. Но понятие ценности у людей специфично, а следовательно, различна и оценка вознаграждения и его относительная ценность. Например, чемодан, полный денег, будет восприниматься нами как весьма ценное вознаграждение, а для членов примитивного филиппинского племени сам чемодан, вероятно, будет представлять большую ценность, чем находящиеся в нем деньги.

Руководитель имеет дело с двумя главными типами вознаграждения: внутренним и внешним. ВНУТРЕННЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ дает сама работа. Например, это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения. Дружба и общение, возникающие в процессе работы, также рассматриваются как внутреннее вознаграждение. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения – создание соответствующих условий работы и точная постановка задач.

ВНЕШНЕЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ – это такой тип вознаграждения, который чаще всего приходит в голову, когда слышишь само слово «вознаграждение». Оно возникает не от самой работы, а дается организацией. Примеры внешних вознаграждений – зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа \личный кабинет, служебный автомобиль и пр.\, похвала и признание и т.д.

Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее и внешнее вознаграждение в целях мотивации, менеджеры должны установить каковы активные потребности их работников. В этом и состоит цель теорий мотивации, с которыми мы ознакомимся в следующем вопросе лекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: