Рисунок 8.7 — Влияние роста деловой активности на динамику инвестиций
Эффект вытеснения можно элиминировать мерами денежно-кредитной политики, направленной на увеличение денежной массы, что сохранит ставку процента на прежнем уровне, а также регулированием ставки процента непосредственно.
Результат от проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики с учетом эффекта вытеснения можно выразить функцией:
Эффект вытеснения зависит также от реакции занятости на рост уровня цен: если за ростом уровня цен растет и денежная ставка заработной платы, эффект вытеснения проявляется, в большей мере, из-за снижения спроса на труд со стороны предпринимателей.
Аналогично, сдерживающая фискальная политика может приводить к эффекту наполнения: снижение государственных расходов приведет к снижению спроса на деньги, падению ставки процента, увеличению уровня инвестиций, повышению совокупного спроса и росту объема ВВП.
Эффективность фискальной политики определяется и эффектом чистого экспорта. Эффект чистого экспорта действует через международную торговлю. В данном случае стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, увеличению ставки процента, притоку капитала из-за рубежа, росту спроса на национальную валюту (для приобретения ценных бумаг нашего государства), повышению курса национальной валюты, снижению экспорта и чистого экспорта, совокупного спроса и объема ВВП. Разная степень эффекта чистого экспорта объясняется степенью мобильности капитала, которая, в свою очередь, зависит от степени развития фондового рынка, политической ситуации в стране, уровня инфляции.
Для нивелирования данного эффекта необходимо государственное регулирование притока капитала из-за рубежа.
Результат от проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики, с учетом эффекта чистого экспорта, можно выразить функцией:
,
Эффект потребления также является побочным эффектом проводимой бюджетно-налоговой политики: увеличение государственных расходов увеличивает спрос на деньги, ставку процента и сокращает потребление товаров длительного пользования, приобретение которых осуществляется домашними хозяйствами на условиях кредита.
Результат от проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики, с учетом эффекта потребления, можно выразить функцией:
.
Эффекты могут накладываться друг на друга, обеспечивая определенный уровень эффективности фискальной политики.
Общий результат от проведения стимулирующей бюджетно-налоговой политики можно выразить функцией:
где — мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
Соответственно, сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличения потребления, инвестиций, чистого экспорта.
Фискальная политика может быть ориентирована на изменение совокупного спроса и совокупного предложения. Это обеспечивается изменением налогообложения.
Снижение налогов увеличивает располагаемый доход, потребление и сбережения домашних хозяйств. В предпринимательском секторе уменьшение налогов увеличивает размеры чистой прибыли, снижает риск предпринимательской деятельности и увеличивает как совокупный спрос, так и совокупное предложение в экономике.
Сокращение уровня налогообложения экономических субъектов способствует увеличению поступлений денег в бюджет за счет роста выпуска продукции и дохода.
Ряд экономистов указывают на необходимость взвешенного подхода к политике изменения налогообложения, так как указанные стимулы от снижения налогов могут быть не так сильны: изменения совокупного спроса происходят в краткосрочном периоде, а совокупного предложения — в долгосрочном периоде, и в экономике снижение налогов первоначально, может отразиться ростом совокупного спроса, инфляцией.
1. Финансовая система, ее элементы. Государственный бюджет.
2. Государственный долг: понятие, количественная оценка, механизм снижения задолженности.
3. Налоговая система: элементы, принципы построения. Виды и функции налогов.
4. Бюджетно-налоговая политика: цели, инструменты, эффекты БНП.
Вопросы для самоконтроля
1. По каким критериям можно выделить элементы финансовой системы?
2. Как влияют на совокупный спрос государственные трансферты? Каковы различия между государственными закупками и трансфертами?
3. Что является основой финансовой системы? Почему?
4. Что означает высказывание «Финансы децентрализованы»?
5. Как вы понимаете выражение: «Доля государственных финансов зависит от специфики экономической системы страны»?
6. Охарактеризуйте внебюджетные фонды. Чем определяется порядок их формирования?
7. Каковы принципы построения государственного бюджета и его функции?
8. Охарактеризуйте варианты финансирования дефицита бюджета.
9. Какие существуют концепции балансирования бюджета?
10. В чем суть бюджетного федерализма, лежащего в основе бюджетного устройства?
11. Какие существуют методы формирования и использования бюджета?
12. Охарактеризуйте виды бюджетных классификаций по затратам.
13. Каковы основные группы доходов и расходов бюджетов?
14. В чем суть закона «возрастающей государственной активности» Вагнера?
15. В чем проявляется принцип налогового равенства в современной экономике?
16. Могут ли налоговые поступления в бюджет возрастать, если ставка налога уменьшается?
17. Чем определяется величина минимальной налоговой ставки?
18. Что характеризует кривая Лаффера?
19. Какие налоги в РБ составляют подавляющую часть доходов бюджета?
20. По каким направлениям перемещается кривая планируемых расходов при изменении налоговой ставки, автономного налога?
21. Что нужно делать с налогами, чтобы преодолеть рецессионный разрыв?
22. Каково влияние величины налога на совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде?
23. Что понимают под инфляционным налогом? Чему равен инфляционный налог?
Практические задания
1. По данным статистики исследуйте статьи доходов и расходов бюджета РБ за последние 3 года, динамику государственных доходов, расходов, сальдо бюджета и источники покрытия бюджетного дефицита.
2. Рассчитайте величину мультипликатора государственных расходов, налогового мультипликатора и мультипликатора сбалансированного бюджета в РБ.
3. Изучите состояние внутреннего и внешнего государственного долга.
4. Рассчитайте бремя долга и другие показатели уровня задолженности в РБ.
5. Исследуйте состояние налоговой политики, ставки основных налогов.
6. Рассчитайте величину налогового бремени в РБ.