Модель олигополии с ломаной кривой спроса

Дано:

1. Рынок олигополии с некооперативной стратегией, то есть фирмы действуют независимо друг от друга.

2. 3 фирмы – A, B и C.

A – ведущая фирма, которая проводит активную ценовую политику.

B и C – ведомые фирмы, которые реагируют на ценовые изменения фирмы A.

3. PQ – текущий уровень цены на рынке.

4. ОQ – текущий объём продаж.

Определить:

1. Вид кривой спроса фирмы при условии различных типов реагирования.

2. Логику поведения олигополистов на рынке.

3. Доказать, почему олигополистические цены являются стабильными.

Возможны 2 типа реакций на рынке:

I. Игнорирование ценовых изменений.

II. Дублирование, выравнивание цен.

Рисунок 6.2 – Поведение фирм на рынке олигополии

I. D1, D1, E > 1

P и Q заданы в качестве исходных данных.

Рассмотрим в этих условиях ценовую игру.

1) P2 ↑→ Pb, Pc = const;

Qa ↓→ Qb, Qc ↑;

2) Pa ↓ Pb → Pc, = const;

Qa ↑ Qb →,Qc ↓.

Фирма A предпримет такой вариант изменения цен, при котором положение на рынке других фирм не ухудшится, т.е. первый вариант.

II. D2D2, E < 1.

Рассмотрим в этих условиях ценовую игру.

1) P2↑→Pb,Pc ↑;

Qa↓→Qb, Qc ↓;

2) Pa↓Pb→Pc ↓;

Qa↓→Qb, Qc ↑.

Фирма A предпримет второй вариант изменения цен.

Рисунок 6.3 – Модель олигополии с ломаной кривой спроса

1.Кривая спроса на продукт олигополиста имеет вид ломаного графика D1PD2. В виде этого графика отражается, во-первых, попытка ведущей фирмы A улучшить своё положение, а во-вторых, наиболее оптимальная реакция ведомых фирм B и C на ценовые изменения фирмы A.

График D1PD2 ломается в точке P (точке текущего уровня цен).

Ломаному графику спроса соответствует прерывистый график предельного дохода, состоящий из двух отрезков – MR1g и fMR2.

Разрыв на отрезке gf происходит по причине смены типов реакции на рынке.

2. Олигополисту выгодно:

поддерживать понижение цен на рынке. Этой реакции соответствует отрезок PD2 ломаного графика спроса.

игнорировать любое повышение цен на рынке. Этому соответствует отрезок D1P ломаного графика спроса.

3. Доказательство стабильности цен можно провести с помощью ломаного графика спроса D1PD2 или с помощью прерывистого графика предельного дохода.

1. Первое доказательство:

Pa↑ E > 1→ TR ↓;

Pa↓ E < 1→ TR↓.

2. Второе доказательство:

Q, P → MR = MC → Пmax правило определения текущей цены и текущего объёма продаж.

ATC↑→ P↑.

Вывод: даже при значительном повышении издержек от 1 до 2 фирма не склонна повышать цены, так как верхний и нижний размеры издержек проходят через точки разрыва предельного дохода. То есть и при более низких, и при более высоких издержках фирма максимизирует прибыль по правилу MR = MC.

Недостаток модели ломаной кривой спроса: отсутствие объяснения, откуда берётся текущий уровень цен и как он устанавливается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: