Дано:
1. Рынок олигополии с некооперативной стратегией, то есть фирмы действуют независимо друг от друга.
2. 3 фирмы – A, B и C.
A – ведущая фирма, которая проводит активную ценовую политику.
B и C – ведомые фирмы, которые реагируют на ценовые изменения фирмы A.
3. PQ – текущий уровень цены на рынке.
4. ОQ – текущий объём продаж.
Определить:
1. Вид кривой спроса фирмы при условии различных типов реагирования.
2. Логику поведения олигополистов на рынке.
3. Доказать, почему олигополистические цены являются стабильными.
Возможны 2 типа реакций на рынке:
I. Игнорирование ценовых изменений.
II. Дублирование, выравнивание цен.
Рисунок 6.2 – Поведение фирм на рынке олигополии
I. D1, D1, E > 1
P и Q заданы в качестве исходных данных.
Рассмотрим в этих условиях ценовую игру.
1) P2 ↑→ Pb, Pc = const;
Qa ↓→ Qb, Qc ↑;
2) Pa ↓ Pb → Pc, = const;
Qa ↑ Qb →,Qc ↓.
Фирма A предпримет такой вариант изменения цен, при котором положение на рынке других фирм не ухудшится, т.е. первый вариант.
II. D2D2, E < 1.
|
|
Рассмотрим в этих условиях ценовую игру.
1) P2↑→Pb,Pc ↑;
Qa↓→Qb, Qc ↓;
2) Pa↓Pb→Pc ↓;
Qa↓→Qb, Qc ↑.
Фирма A предпримет второй вариант изменения цен.
Рисунок 6.3 – Модель олигополии с ломаной кривой спроса
1.Кривая спроса на продукт олигополиста имеет вид ломаного графика D1PD2. В виде этого графика отражается, во-первых, попытка ведущей фирмы A улучшить своё положение, а во-вторых, наиболее оптимальная реакция ведомых фирм B и C на ценовые изменения фирмы A.
График D1PD2 ломается в точке P (точке текущего уровня цен).
Ломаному графику спроса соответствует прерывистый график предельного дохода, состоящий из двух отрезков – MR1g и fMR2.
Разрыв на отрезке gf происходит по причине смены типов реакции на рынке.
2. Олигополисту выгодно:
– поддерживать понижение цен на рынке. Этой реакции соответствует отрезок PD2 ломаного графика спроса.
– игнорировать любое повышение цен на рынке. Этому соответствует отрезок D1P ломаного графика спроса.
3. Доказательство стабильности цен можно провести с помощью ломаного графика спроса D1PD2 или с помощью прерывистого графика предельного дохода.
1. Первое доказательство:
Pa↑ E > 1→ TR ↓;
Pa↓ E < 1→ TR↓.
2. Второе доказательство:
Q, P → MR = MC → Пmax– правило определения текущей цены и текущего объёма продаж.
ATC↑→ P↑.
Вывод: даже при значительном повышении издержек от MС1 до MС2 фирма не склонна повышать цены, так как верхний и нижний размеры издержек проходят через точки разрыва предельного дохода. То есть и при более низких, и при более высоких издержках фирма максимизирует прибыль по правилу MR = MC.
|
|
Недостаток модели ломаной кривой спроса: отсутствие объяснения, откуда берётся текущий уровень цен и как он устанавливается.