УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
Экономические индексы
Выравнивание рядов динамики
Динамика ряда включает 4 компонента:
- Случайные колебания
- Долговременные изменения (тренд)
- Сезонные колебания
- Циклические колебания
Тренд – ряд лет (15-10), а циклы – десятилетия.
Задачи методов выравнивания – выявить тенденцию, освободив ее от влияния случайных факторов
Выравнивание (сглаживание): существует 3 метода
1) Метод укрупнения периодов
2) Метод скользящих средних
3) Метод аналитического выравнивания
1ый метод самый простой и заключается в том, что исходный ряд динамики заменяется другим показателем. Который характеризует большие по продолжительности периоды Новые уровни рассчитываются как средние из укрупненных периодов.
Индексы – это важнейшие обобщающие показатели статистики. Это всегда относительные величины, которые показывают соотношение некоторых сложных не суммирующихся величин во времени и пространстве
В статистике используются огромное количество индексов которые отличаются по ряду признаков.
|
|
Признаки:
- По степени охвата:
- индивидуальные
- групповые (субиндексы)
- сводные (общие)
- По базе сравнения
- территориальные
- динамические
- по форме построения
- агрегатные
-средние (арифметические, гармонические)
- по виду индексируемой величины
- количественные (объемные показатели, физические размеры)
- качественные (цена, себестоимость, выработка)
5. по объекту исследования
- индексы потребления
- индексы стоимости
-индексы издержек, цен
6. по способу исчисления
- цепные
-базисные
7. по составу явления
- постоянные
- переменные
i- индивидуальные индекс
Y- сводный общий индекс
P- индекс цены
q- физический объем
Pq - стоимость
Z - себестоимость
Zq – издержки производства
t- трудоемность
w-выработка
T-затраты труда
Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений для непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной нагрузкой и установленными скоростями. В этот комплекс входят: земляное полотно, дорожная одежда, мосты, защитные сооружения, здания и сооружения автосервиса, дорожных и автотранспортных служб.
Параметры элементов дороги подразделяют на 2 вида:
- постоянные;
- переменные.
К постоянным параметрам относят ширину проезжей части, длину прямых и кривых участков, крутизну подъемов и спусков, высоту насыпей и др.
Степень соответствия постоянных параметров автомобильной дороги нормативным требованиям называют техническим уровнем дороги.
К переменным параметрам относят характеристики дороги, изменяющиеся под воздействием транспортных средств и метеорологических условий, таких как: прочность дорожной одежды, состояние поверхности дорог, сцепные качества, ровность покрытия, состояние разметки.
|
|
Степень соответствия переменных параметров дороги нормативным требованиям называют эксплуатационным состоянием дороги.
Потребительскими свойствами дороги называются транспортно-эксплуатационные качества (ТЭК АД), которые непосредственно отвечают интересам пользователей и оцениваются транспортно-эксплуатационными показателями. К потребительским свойствам АД относят:
- обеспеченная скорость движения по АД;
- пропускная способность АД;
- безопасность движения;
- допустимая осевая нагрузка и грузоподъемность (или общая масса) автомобилей и автопоездов и др.
От транспортно-эксплуатационных качеств дороги зависят технико-экономические показатели работы автомобильного транспорта на данной дороге (ТЭП АД). К ТЭП АД относятся:
- себестоимость перевозок;
- расход топлива и др.