В 17 веке окончательно сложилась наука как форма познания человеком мира. Осуществляется переход философии от идей гуманизма к познанию объективного материального мира. Осмысление и обобщение результатов естественных наук, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свобода от авторитетов и догматов способствовали утверждению философского материализма. Ведущую роль начинает играть механика, активно развивается математика, формируя в философии механистическую, метафизической картину мира. Существование и движение материи подчиняется законам причинно-следственных связей (мир похож на огромный механизм). Важной стороной философии Нового времени было познание мира. В нём выделяют два основных направления: эмпиризм (лат.опыт) - признающий чувственный опыт как единственный источник знаний и рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Френсис Бекон (1561 – 1626) – один из ярчайших эмпириков, считал, что целью науки является увеличение власти человека над природой. Он предложил реформу научного метода – очищение разума от заблуждений (идолов), обращение к опыту и обработка его посредством индукции (движение мысли от частного к общему), основа которой – эксперимент. Томас Гоббс (1588 – 1679) считал геометрию и механику идеальными образцами научного мышления. Появление государства есть результат договора людей, положившему конец первобытному состоянию «войны всех против всех».
Рене Декарт (1596-1660) – яркий представитель рационализма, дуалист, скептик. Основанием познания выступает разум, в основе мира – духовная и материальная субстанции. Процесс мышления всегда связан с неким сомнением, требующим сопоставления различных мнений («Я мыслю, следовательно, я существую»). Декарт разработал учение о методе (метод – путь, способ), который мы получаем в результате многократного решения тех или иных задач.
Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) развивая учение Декарта в материалистическом аспекте, высказал философскую позицию, согласно которой все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. В основе его пантеистической системы – тождество Бога и природы, понимаемой как единая, вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение – атрибуты (неотъемлемые) свойства субстанции; отдельные вещи и идеи – её модусы (единичные проявления). Человек – часть природы, душа его – модус мышления, тело – модус протяжения. Воля совпадает с разумом, все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.
Философия эпохи Просвещения (XVIII век)
Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (а, следовательно, Разума) и прогресс человечества. Просветители заботились о распространении просвещения среди народных масс. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. А также «теорию разумного эгоизма»: интересы человека не могут идти вразрез с интересами общества. Были разработаны правила поведения человека в обществе (уважение общественного мнения, вежливость, невмешательство в личную жизнь других) Философское представление о сущности мира эпохи Просвещения называют механическим материализмом – окружающий мир существует сам по себе, он представляет собой разнообразные вещественные тела – материю, которая полностью подчиняется механическим законам взаимодействия. Механика абсолютизировалась, считалась универсальной наукой, способной объяснить ход всех явлений в природе. Наука выступала единственной духовной силой, а всякое другое знание, особенно религия, рассматривалось как ложное. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778) – один из идейных вождей французского Просвещения – резко критиковал феодализм и различного рода злоупотребления церкви, требовал свободы мысли, устного и печатного слова. Жан Жак Руссо (1712-1778) был противником частной собственности, нарушающей «естественное состояние общества» всеобщего равенства, являющейся источником всех социальных зол и зла как такового.
Дени Дидро (1713-1784) высказал мысль, согласно которой от молекулы до человека тянется цепь существ, переходящих от состояния живого оцепенения до состояния максимального расцвета разума. Специфическими особенностями жизни являются раздражимость и чувствительность.
Поль Генрих Дитрих Гольбах (1723-1789) считал добродетелью деятельность, направленная на пользу людей как членов общества, она вытекает из чувства самосохранения. Счастье заключается в удовольствии. Согласно Гольбаху, материя есть все то в вещественном мире, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения. Она существует сама по себе, как причина самой себя, в то же являясь первопричиной всего.