Лекция 6. Философия Средних веков и эпохи Возрождения

Философия Средневековья тесно связана с религией, поэтому она относится к объективному идеализму. Она теоцентрична: в основе мира – Бог, который создал мир, им управляет. Средневековые философы не критиковали священные тексты, такие как Библия, а их истолковывали. В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.

Наиболее ярким представителем патристики был Аврелий Августин (354 – 430). По мнению Августина, Бог создал мир (пространство и время) из небытия, с помощью вечных и неизменных образов-идей, содержавшихся в божественном сознании. Идеи Блага и Добра – ориентиры для человека как образа и подобия Бога, воплощение их в мире есть смысл человеческой жизни. Зло происходит, когда человек отклоняется от божественных идей добра, то есть делает свой личный выбор. Поэтому зло – относительно, а добро всегда абсолютно. Человек как часть общества, согласно Августину, должен развиваться от эгоистической любви к себе (града земного) к бескорыстной любви к Богу (град небесный). Человеческая душа наделена мыслью и памятью. Вера предшествует познанию мира с помощью разума.

Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) – выдающийся философ схоластики, сформулировавший косвенные доказательства бытия Бога. Познать сущность Бога человек не может, однако: 1. Если всё в мире движется, должна быть первопричина этого движения. 2. Любое явление имеет свою причину, значит должна быть и первопричина всего. 3. Должно существовать то, что переводит каждую вещь из её потенциального состояния в актуальное (например, из зерна в растение). 4. Все вещи в этом мире обладают той или иной степенью совершенства. Поэтому должно быть абсолютное совершенство. 5. У каждого явления есть своя цель. Должна существовать высшая цель в создании Вселенной. Ее задает Бог. Человек занимает в мире промежуточное положение между телесным, разумным и духовным. Познание начинается с чувственного опыта под действием внешних объектов. Интеллект превращает чувственные образы в "умопостигаемые". Истиной будет являться соответствие чувств и мыслей. Чувственное объединяет человека с животным миром, а разумное – с Богом. Человек имеет нематериальную и бессмертную душу, которая находится в единстве с телом. Чувства, мысли и переживания человека появляются только при соединении души и тела.

Философия эпохи Возрождения

Возрождением называется период развития культуры, искусства и философии стран Южной Европы 15-16 веков. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием. Её характеризуют материалистические тенденции: опора на чувственный опыт, индивидуализм и скептическое отношение к религии. Однако схоластические принципы не были окончательно отброшены. Основными понятиями данной философии были: антропоцентризм, гуманизм и пантеизм. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.Гуманизм – признание Человека свободной личностью, имеющей права на творчество и счастье. Человек самостоятелен, он способен к индивидуальному творчеству без помощи Бога или природы. Пантеизм (pan - все и theos - Бог) – философское учение, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. В этой целостности мировая душа и мировой божественный разум совпадают.

Джордано Бруно (1548-1600) отождествляя Бога и Природу, видел цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, наделенной божественными свойствами (мировая душа, бесконечный разум). Человек есть часть природы, его стремление к познанию бесконечного и сила разума возвышают человека над миром. Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются противоположности: прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей существующего является монада, в которой соединены телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет "монада монад", или Бог. Важной стороной философии Возрождения было обращение к проблемам справедливого общества и государственного устройства. Так Томасом Мором (1478 – 1535) и Томмазо Кампанеллой (1568-1639) разрабатывалось учение об обществе, где нет частной собственности, а труд является всеобщей обязанностью. По мнению Кампанеллы следить за ежедневным 4 часовым трудом должны учёные-священники.

Никколо Макиавелли (1469 – 1527) считал движущей силой истории – подавление человеческого эгоизма государством. Государство должно быть светским, а его правитель – невосприимчивым к лести. При этом он может использовать любые средства для достижения политических целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: