Лекция 10. Философия позитивизма. Марксизм и современная научная философия

Позитивизм возникает в 30-40-х годах 19 в. во Франции благодаря работам Огюста Конта (1798 – 1857). Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений, вторая – метафизическая или абстрактно-философская заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами. Третья – позитивная, в которой все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат экспериментов специальных наук.

Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному. Низшая ступень – наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью – математика. Далее следуют: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика – социология. Философия по мнению позитивистов не может высказать о мире ни одного нового положения, самостоятельно не создаёт какой-либо картины мира. Ее задача – это логический анализ и прояснение положений других наук, в которых выражаются знания о мире. Это важно поскольку, только вся совокупность знаний разных наук позволяет познать мир в целом.

Марксизм. В середине 19 века возникла философия, связанная с новым пониманием общественного устройства – марксизм. Её основатель – Карл Маркс (1818 – 1883). Маркс и его последователь – Фридрих Энгельс (1820 – 1895), критически подошли к диалектической философии Гегеля, значительно развив его позицию в сторону материализма. Философия марксизма – это философия диалектического материализма. Основой общественных отношений и главным условием существования человека, по мнению Маркса, является труд. Благодаря труду появляются необходимые человеку материальные блага. Эти материальные условия существования человека создаются вследствие совместной трудовой деятельности. Поэтому человек не является ни от кого не зависимым индивидом, но выступает «совокупностью общественных отношений». Трудовая деятельность людей предполагает общественное разделение труда, что приводит к определенным формам обмена и распределения продуктов труда.

Материальное производство, так называемый «базис» проявляется в таких отношениях людей к природе, благодаря которым материя меняется, становится адекватной человеческой потребности. «Надстройкой» Маркс называл политические, духовные, идеологические и др. отношения в обществе, зависимые от способа ведения хозяйства в данном обществе. Философия марксизма рассматривает общество в его историческом развитии. Начало человеческой истории ознаменовал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Выделяется ряд последовательно сменяющих друг друга способов производства или формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая).

Каждая формация заключает в себе противоречия в отношении к средствам производства разных членов общества: рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуазии и пролетариата. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, вместе с различными формами идеологии (право, религию и искусство). Это необходимо для господства данного класса над другими классами общества. Важными понятиями диалектического материализма являются: производительные силы – люди, обладающие определёнными трудовыми навыками и средствами производства и производственные отношения – совокупность отношений между людьми, возникающая в ходе совместного производства и потребления результатов труда, определяющая структуру общества в целом.

Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к коренным изменениям общества – революциям. Таким образом, человек в каждый исторический период находится в состоянии отчуждения от результатов своего труда, принадлежащих государству. Маркс говорит о постепенном освобождении человека от данного состояния посредством уменьшения роли государства в жизни человека будущего.

Философия марксизма стала основой для современной научной философии. Понятия материи как объективной реальности, сознания как способности высокоорганизованной материи – человека отражать весь материальный мир стали главными компонентами основного вопроса научной философии. Научная философия подразделяется на общую философию (онтологию и гносеологию) и социальную философию. Важным элементом научной философии становится её взаимосвязь с частными науками.

Лекция 11. Материя: формы и атрибуты

Материя существует до-, вне- и независимо от нашего сознания. Но им отражается. Материальный мир – это не хаотичное существование неких частиц, а закономерно иерархически организованная система. Материя имеет внутреннюю структуру, определённую расчлененную целостность, т.е. особым образом связанные в некое единство элементы. Она неоднородна, т.е состоит и качественно различных элементов. Согласно научно-философской позиции существовать могут только взаимодействующие объекты, а взаимодействовать могут лишь в чем-то различные объекты, имеющие разные стороны и свойства.

Упорядоченность материи имеет свои уровни или формы, каждая из которых характеризуется особой системой закономерностей. В материи выделяю субфизическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы. В основе материи лежат элементарные частицы, проявляющие себя одновременно и как частицы и как волны (корпускулярно волновой дуализм) и 4 вида взаимодействий: сильное, слабое, гравитационное и электромагнитное. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Без гравитационного взаимодействия, например, ничто не связывало бы звезды в галактики, а само вещество – в звезды. Без электромагнитного взаимодействия ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра – в атомы.

Физическая форма материи прошла эволюцию от субатомного и атомного уровней до более высокого – молекулярного уровень. Данный процесс сопровождался количественным ростом вещества, вылившегося в качественные изменения – появление химической формы материи. В течение нескольких миллиардов лет происходило постепенное усложнение молекул углеродистых соединений, что привело к образованию все более сложных органических соединений. Возникла жизнь – необходимый итог развития всей совокупности химических и геологических процессов на поверхности Земли. Дальнейшее усложнение биологической формы материи в ходе эволюции живого стало причиной появления сознания – высшей социальной формы материи.

Таким образом, различные структурные образования материи – это не случайное скопление ничем не связанных между собой частиц, это структурные образования разных ступеней и степеней сложности. Одни из них, более простые и мелкие, являются составными частями других, более крупных и сложных, и предшествуют их образованию. Более высокие формы материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы материи качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Пространство – объективная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.

Время – объективная форма бытия материи, отражающая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний движущейся материи. В обыденном сознании время воспринимается как последовательность событий. Оно отражает простейшее, но всеобщее свойство материальных явлений: следовать друг за другом.

В самом широком смысле движение в применении к мате­рии – это «изменение вообще», оно включает в себя все проис­ходящие в мире изменения.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая, химическая, биологическая, социальная, механическая.

Универсальными свойствами материи являются: несотворимость и неуничтожимость; вечность существования во времени и бесконечность в пространстве; материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие; детерминированность всех явлений; причинность – зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий; отражение – проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы – абстрактного мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: