Финансовые реформы ХIХ века и ХХ столетия

Становление и развитие финансовой системы России прошло свой долгий и тернистый путь от примитивных приказов до Министерства Финансов и других финансовых органов. Понятие системы предполагает наличие связей.

Финансовая система

Понятие финансовая система употребляется в двух значениях:

1) как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями

2) как система денежных отношений

По своей природе финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в производстве. Именно роль субъекта в производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с этим в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы, как финансы организаций, общегосударственные финансы, страхование. Некоторые экономисты включают в финансовые отношения и финансы домашних хозяйств. Как и финансы, финансовая система объективная реальность, которая возникает на определенной ступени развития общества и постоянно совершенствуется как в количественном, так и в качественном отношении.- появляются новые звенья, старые претерпевают качественные изменения.

Данная объективная реальность воплощается в жизнь через систему форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и организаций. Для этого создаются соответствующие финансовые органы.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Под Вопрос: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

а) Становление и развитие финансовой системы в централизованном русском государстве.

Становление русского централизованного государства относится к 15 столетию. Постепенно, начиная с конца 15 века в России стали возникать новые органы управления, получившие названия приказов. Это название возникло в связи с тем, что боярину или дьяку (Либо группе дьяков) давался приказ-поручение великого князя по какой-то отрасли управления, а те создавали штат из подъячих или других чиновников. Приказы имели определенные штаты, специальные помещения (приказные избы), делопроизводство, архивы. В начале 16 века функционировало около 10 приказов. Одними из первых появились приказы: 1) Большого дворца, 2) Казенный Приказ Большого дворца ведал: а) дворцовым хозяйством; б) казенными сборами и повинностями дворцовых хозяйств, городов и сел; в) питейными, таможенными и другими доходами. Великий историк С.М.Соловьев в своем труде «История России с древнейших времен» так описывает этот приказ: «В нем сидит боярин и дворецкий, да окольничный, да думный дворянин, да два или три дьяка». Ведомы в нем больше 40 городов, собираются подати с посадских людей, с таможен, откупов и со всяких угодий. Кроме 40 городов, ведомы еще 8 слобод московских: котельники, оловянщики, кузнецы, плотники, рыбники, горшечники, печники, кирпичники, шатерники. Собирает приказ всех денег 120 000 рублей в год. И идут эти деньги на всякие дворцовые расходы».

Казенный приказ ведал хранением царской казны. Во главе этого приказа стоял казначей. В финансовой жизни государства казенный приказ был ограничен, т.к. другие появившиеся приказы сами хранили собираемые ими средства.

Позднее появились такие приказы как:

1. Разрядный: в нем сосредотачивалось управление военной службой.

2. Посольский: занимался внешнеполитическими делами, дипломатической службой, пограничными делами, пропуском через границу послов, гонцов и т. д.

3. Поместный: ведал феодальными землевладениями и крестьянами

4. Разбойный: ведал вести борьбу с беглыми крестьянами и преступниками.

5. Новой четверти: занимался сбором доходов из кабацкого дела.

6. Счетных дел: осуществлял контроль за поступлением государственных налогов и сборов, взимал недоимки, проводил ревизии финансово-хозяйственной деятельности приказов.

7. Денежного и хлебного сбора: создавались в военное время для сбора денег и припасов на содержание войска.

8. и другие.

Наибольшего развития приказная система достигла в 17 веке, когда в стране действовало до 80 приказов. Все приказы находились в ведении царя и боярской думы. Делопроизводство в приказах велось дьяками и подьячими, численный состав приказа колебался от 3 до 400 человек. Все финансовые приказы вели особые платежные книги по каждой подати.

Все приказы имели недостатки:

1) отсутствие четких разделений функций и постоянный контроль за их деятельностью;

2) сосредоточение в его ведении не только вопросов управления, но и судебных функций;

3) приказы создавались по мере необходимости, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности, что порождало волокиту, дублирование, бюрократизм.

В них процветало казнокрадство, взятки.

Недостатки приказной системы стремились ликвидировать различными способами. Нередко во главе ряда приказов назначался один человек. Иногда несколько приказов объединяли в один. Громадное их количество сильно затрудняло контроль за их деятельностью.

б) Развитие финансовой системы в ХVII-ХХ столетиях

ХVII столетие характеризуется в России как время смуты и нестабильности. Изнурительные войны, которые вела Россия, моровая язва, унесшая сотни тысяч жизней россиян, вконец истощила казну, что безусловно наложило отпечаток как на финансы, так и на финансовую систему. Правительству пришлось вводить чрезвычайные сборы, проводились конфискации, но это только усиливало нестабильность в государстве.

История оставила 2 интересных факта:

1) В 1646 году по предположению дьяка Назария Чистого была повышена цена на соль почти в 2 раза; расчет был сделан на то, что соль потребляет все слои населения, и налог как бы равномерно раскладывался на всех. В большей части население российского государства кормилась рыбой, выловленной из Волги, Оки и других рек. Выловленная рыба тут же солилась дешевой солью. После повышения цены на соль солить рыбу стало невыгодно, и выловленная рыба портилась в огромном количество. Дорогой соли было продано значительно меньше – возник «Соленой бунт», казна потерпела убыток, поэтому налог пришлось отменить, и началась работа по улучшению финансов на более разумных основаниях.

2) В 1654 году в поисках выхода из тяжелого финансового положения, русское правительство взамен серебряной монеты по той же цене стало чеканить медную. За 8 лет медных денег (в том числе фальшивых) было выпущено так много, что они совершенно обесценились. Было выпущено довольно и много фальшивых денег. Вот так описывает великий историк Соловьев эти события: «стали присматриваться за денежными мастерами-серебряниками и увидели, что люди эти, жившие прежде небогато поставили себе дворцы каменные и деревянные, платья себе и женам поделали по боярскому обычаю, в рядах всякие товары, сосуды серебряные, съестные припасы начали покупать дорогой ценой, не жалея денег. Причиной такого быстрого обогащения объяснилось, когда у них стали вынимать воровские деньги и чеканки. Преступников казнили, отсекали у них руки и прибивали у денежных дворов на стенах. Дома, имения брали в казну, но жестокости не помогали при неодолимой прелести быстрого обогащения. Воры продолжали свое дело, тем более, что богатые из них откупались от беды, давая большие взятки».

Летом 1662 года за серебряный рубль давали 8 медных, однако правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать продукты на медные деньги. Крестьяне отказывались продавать свои продукты за медные деньги. Офицеры и солдаты требовали серебро. Возникшие в этих условиях дорогие цены на хлеб и другие продукты привели к голоду. Произошел «Медный бунт»однако правительство собирало налоги серебром, тогда как население должно было продавать и покупать проду, который был жестоко подавлен. Вскоре был издан указ царя, отменивший полностью обесцененные деньги.

С приходом к власти Петра I России противостояло сильнейшее в военном отношении государство Европы – Швеция. Все это требовало в целях ведения с ней войны достаточных финансовых ресурсов. Наибольшее напряжение государственные финансы, да и в целом финансовая система, пережили при Петре I. Петр I стремился приспособить приказную систему к нуждам государства и в основном военным. В новых исторических условиях развития экономики страны, обострения классовой борьбы, непрерывных внешних войн приказы уже не удовлетворяли потребностей государства.

Деятельность Петра I соединялась с попытками по новому организовать финансовые хозяйство страны. Все это потребовало от него полной отдачи сил, больших организаторских способностей, государственного ума и воли, огромных денежных средств.

Петр I проводит ряд мероприятий по укреплению финансов и финансовой системы страны.

1) В усилении монетной регалии, а именно широкомасштабное внедрение медных монет в обращение. В связи с тем, что расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения, серебряных денег стало не хватать, пришлось чеканить медные деньги. За период с 1705-1707 их выпуск увеличился более, чем в 10 раз. Только с 1711 года по 1716 было выпущено медяков на 1,5 млн. руб.

2) Были повышены оклады действующих сборов и установлены новые сборы, например, драгунские, корабельные, рекрутские и другие. По мере надобности проводились запросные сборы: на провиант, фураж, городское строительство и т.п. Петр I создал должности прибыльщиков, функции которых заключались в изобретении новых налогов. Результатом деятельности этих чиновников стали: подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов и орехов, найма домов, налог на раскольников и др. В эпоху Петра I их количество достигло 30.

3) В области реорганизации финансового хозяйства Петр I в 1708 году учредил 8 губерний: Московская, Петербургская, Киевская, Архангельская, Смоленская, Казанская, Азовская, Сибирская. В каждой губернии были провинции, а в провинциях – уезды. Одной из обязанностей губернаторов был сбор и доставка денежных средств.

4) Введение подушной подати. Цель – необходимость содержать армию. Величина подати была установлена с городских обывателей 1 руб. 20 коп., всех остальных – 74 коп. В 1724 году подушная подать обеспечила более 50 % доходов казны. Даже в конце столетия эта подать продолжала приносить в казну 1/3 поступлений.

5) В 1718-1721 гг. Петром I была преобразована громадная и запутанная система приказного управления. В 1715 году Петр I решил воссоздать центральные учреждения по шведскому образцу. Вместо полсотни приказов, чьи функции частично совпадали и не имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Для них даже построили специальное здание ныне Петербургский университет. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Были созданы коллегии, которые занимались общегосударственными делами, например, иностранных дел, военная и т.п. Кроме того, Петр I создал и финансовые коллегии, такие как: 1) Камер-коллегия; 2) Штатс-контор-коллегия; 3) ревизион-коллегия.

Камер-коллегия ведала всеми государственными доходами. В ее ведении также были подряды, соляные промыслы, монетное дело, содержание государственных дорог, снабжение населения хлебом во время неурожаев. Она являлась главным органом финансового управления.

Штатс-контор-коллегия ведала вопросами государственных расходов. Она составляла росписи государственных расходов на содержание армии, госаппарата. Являлась также государственным казначейством, выдавала денежные суммы по указаниям царя или Сената.

Ревизион-коллегия была наделена функциями финансового контроля и следила за расходованием денежных средств центральными и местными органами власти путем сверки приходных и расходных книг.

Все коллегии, в том числе и финансовые, подчинялись Сенату. Коллегиям были определены функции, учреждены штаты, структура, обязанности должностных лиц.

Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, советников, секретарей, чиновников и канцеляристов.

В конце 17 столетия финансовые коллегии были заменены на казенные палаты, которые: 1) составляли ведомости приходов и расходов бюджета; 2) наблюдали за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств в губерниях в пределах выделенных ассигнований; 3) проводили ревизии отчетности; 4) проводили торги на казенные подряды и поставки и некоторые другие, возложенные на них задачи.

В подчинение казенных палат были губернские и уездные казначейства.

Дальнейшее развитие финансов и финансовой ситемы связано с императором Александром I вступившего на пост в 23 года в 1802 году. В этом же году, а точнее 8 сентября, было основано Министерство финансов, которое окончательно сформировалось в 1811 году. Помимо Министерства финансов были сформированы и другие министерства, всего 8, такие как: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др.

Первоначально Министерство финансов России управляло:

- финансами;

- кредитами, госимуществом;

- горными и соляными промыслами;

- другие

Структура Минфин России неоднократно менялась в течении столетия.

Александр I отдавал себе отчет о необходимости быстрого проведения как административных, так и финансовых реформ. Одну из таких реформ Александр I поручил своему статс-секретарю Сперанскому М.М., которая впоследствии стала называться как «План финансов».

План содержал теоретическую основу функционирования финансов, финансовой системы страны и меры по их переустройству:

1) изменить организация бюджетного дела в стране и приспособить ее

к капиталистическим отношениям, которые стали проникать во все

сферы хозяйства, а именно:

- придать государственному бюджету законодательный характер;

- подушные подати заменить подоходным налогом;

- обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой;

- от винных откупов перейти к акцизной системе;

- создать центральный банк, который должен быть независим от правительства и который бы не служил источником постоянного покрытия бюджетного дефицита;

- заменить дворянские банки долгосрочного кредита, новыми частными

банками, созданные на акционерных началах, которые бы выдавали под залог

недвижимого имущества, а не под залог ревизорских душ;

- развивать промышленность, торговлю, сельское хозяйство.

2) вскрыл причину расстройства финансов: «Главное расстройство в финансах есть несоразмерность расходов с приходами. И продолжал, намечая пути финансовых преобразований: Соразмерность восстанавливается двумя способами: сокращением издержек и преумножением доходов». Он предлагал издержки сократить, руководствуясь правилом:

- необходимые издержки сохранить;

- полезные отложить;

- излишние вовсе прекратить.

Один из главных результатов деятельности Сперанского М.М. было создание Государственного Совета, который объединил деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. Этот орган на протяжении всего 19 столетия оставался высшим законодательным органом империи и рассматривал все законы, уставы, обсуждал важнейшие финансовые вопросы.

Против материальных проектов Сперанского М.М. выступала консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавия и своих привилегий. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку. Дальнейшее развитие финансы и финансовая система претерпевает после отмены крепостного права.

В 1860 году в России был учрежден Государственный банк. Это было связано с подготовкой и проведением крестьянской реформы 1861 года.

После крестьянской реформы 1861 года было проведено ряд мероприятий по совершенствованию финансовой системы и, прежде всего, ее главного звена – государственного бюджета. А именно:

- 22 мая 1862 года были введены «Правила о составлении,рассмотрении и использовании государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Все ведомства должны были ежегодно составлять сметы по установленной форме и с подробными указаниями отдельных статей и параграфов расходов. Общая роспись бюджета государства составлялась Министерством финансов, затем утверждалась Государственным Советом и Императором, после чего становилось законом, и с 1862 года роспись стала публиковаться.

- Возросло значение органа государственного финансового контроля, (Контрольная палата) которая ежегодно проверяла законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в государственном Совете и представляла Государственному совету отчет об исполнении финансовой сметы за прошлый год. На местах также были созданы местные органы государственного контроля – контрольные палаты.

- В начале 60-х годов винные откупа были заменены акцизными сборами на производство спиртных напитков, а с 1866 г. на табак. Для взимания акциза были созданы губернские и окружные акцизные управления.

В финансовой системе России ХIХ столетия определен­ный интерес представляют финансы Земств. Бюджеты земств (земских учреждений) складывались из сборов, которыми земства облагали на­селение. Правительство не финансировало Земства.

Дальнейшее развитие финансовой системы России в конце XIX века связано с именем С.Ю.Витте, который будучи министром финансов, осуществил денежную реформу: суть которой – это введение золотого обращения и привлечение иностранного капитала, что способствовало укреплению финансовой системы России. И до 1914 года ее развитие происходило по восходящей линии.

С 1914 и по 1924 год происходит процесс полного разложения российской финансовой системы. Причины этому были как традиционные (мировая и гражданская войны) и нетрадиционные – новые: слом политической системы, ухудшение экономической ситуации.

К 1919 году государственные доходы сократились до 1/40 части доходов 1914 года.

Вплоть до 1924-1925 финансового года подавляющая часть бюджета велась в натуральном выражении при общем обвальном сокращении объема перераспределяемых финансовых ресурсов посредством государственного бюджета. Чисто денежный бюджет появился лишь к 1924-1925 финансовом году.

Начиная же с 1925-1926 финансового года государственный бюд­жет стал составляться преимущественно методом автоматической мажа­рации, т.е. предусматривался резерв, бюджетный дефицит как таковой отсутствовал.

И в целом финансовая система России до 1991 года состояла из двух звеньев:

- Государственного бюджета СССР.

- Финансы объединений, предприятий и отраслей народного хо­зяйства.

Государственный бюджет СССР представлял собой систему различ­ных видов бюджетов, объединенных по единым принципам в одно целое и в своей совокупности образовывал бюджетную систему СССР.

Все виды бюджетов, объединенные в государственном бюджете, являлись составной частью единой бюджетной системы СССР. Государс­твенный бюджет СССР объединял союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. В государственный бюджет СССР включался бюджет государственного социального страхования.

В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджеты союзных республик, бюджет краев, областей и городов республиканского значения.

Государственный бюджет автономной республики объединял рес­публиканский бюджет автономной республики, бюджеты районов, горо­дов республиканского подчинения, бюджеты краев и областей включали краевой, областной бюджет, бюджеты районов и городов областного (краевого) подчинения. И, наконец, в бюджет района входили районный бюджет, бюджеты городов районного подчинения, сельские и по­селковые бюджеты.

Что касается второго звена финансовой системы СССР, то оно представляло собой систему экономических (финансовых) отношений, связанных с кругооборотом средств, образованием и использованием денежных доходов, денежных фондов, контролем за производством, распределением и использованием общественного продукта и нацио­нального дохода в процессе расширенного воспроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: