III сфера. Страхование

I сфера. Финансы организаций

Финансовые отношения Органы управления

Под вопрос Финансовая система в современных условиях

а) Понятие о финансовой системе и ее сущность

Из определения финансов следует, что их содержанием являются денежные отношения по поводу образования и использования фондов денежных средств.

Такое определение финансов характеризует совокупность назван­ных отношений лишь в самом общем плане. Для более полной и конк­ретной характеристики финансов, следует расчленить эту совокупность отношений на ряд сфер, звеньев, в каждой из которых финансовые отношения имеют свои отличительные специфичес­кие особенности.

Выделение в финансовых отношениях отдельных сфер, звеньев приводит к понятию финансовой системы.

Финансовая система определяется как совокупность относительно обособлен­ных и одновременно взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отно­шений, управляемых специальным финансовым аппаратом. Или финансовая система – это совокупность финансовых отношений и органы, которые эти отношения приводят в действие, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды.

Группировка финансовых отношений в финансовой системе России осуществлена по двум главным признакам:

- функциональному назначению, определяющему сферы финансовой системы;

- способу организации финансов, влияющему на состав звеньев внутри каждой сферы.

Финансовая система России

Звенья: 1. Коммерческие бухгалтерии

=> финансовые отделы,

2. Некоммерческие службы, дирекции

II сфера. Общегосударственные финансы Мин. Финансов РФ, ФНС,

Звенья 1. Бюджетная система (ФБ, региональные, МБ) => СП, ГТК и др.

Департаменты финансов

администраций областей,

краев, финансовые отделы

муниципальных образований

2. Внебюджетные фонды

(государственные и негосударственные) => Правление

3. Государственный кредит

(краткосрочный, среднесрочный, => такие же как и по

долгосрочный) бюджетной системе в

зависимости от уровня

Звенья 1. Личное бухгалтерии,

2. Имущественное => финансовые отделы,

3. Ответственности службы, дирекции

4. Перестрахование

Исходным звеном всей финансовой системы являются финансы коммерческих организаций, т.е. с их помощью создаются ВВП и НД, который в дальнейшем распределяется и перераспределяется. Финансы же некоммерческих организаций в основном способствуют воспроизводству рабочей силы, в некоторых случаях имеют право заниматься коммерческой деятельностью, и в целом косвенным образом воздействуют на коммерческие организации и другие звенья финансовой системы.

Финансы бюджетной системы являются центральным звеном финансовой системы, т.е. с их помощью государство на всех уровнях хозяйствования выполняет свои функции и задачи.

Каждая сфера решает свои главные задачи.

В частности:

1) сфера финансов организаций нацелена на формирование у организаций финансовых ресурсов и их использование с целью выполнения финансовых обязательств перед юридическими и физическими лицами, обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса и решение других насущных задач и возникающих проблем.

2) сфера общегосударственных финансов нацелена на разумное перераспределение ВВП, НД и в некоторых случаях и национального богатства с целью обеспечения финансовыми ресурсами органы власти всех уровней для качественного выполнения ими своих функций и задач.

3) сфера страхования нацелена на формирование целевого страхового фонда за счет страховых премий участников страховых отношений с целью возмещения им ущерба при наступлении страховых событий (случаев).

К органам управления в финансовой системе можно отнести: бухгалтерии; финансовые отделы, службы, дирекции; Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Счетная палата, департаменты финансов областей, краев и другие, которые более подробно будем рассматривать на следующем занятии.

б) Характеристика некоторых звеньев финансовой системы

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения:

1) Внутрихозяйственное – финансами организаций;

2) Внутриотраслевое – финансами организаций, комплексов, ассоциаций;

3) Межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов организаций, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных организацийи т.д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных организаций, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности организаций, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе общегосударственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является бюджетная система, в т.ч. федеральный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. По размерам бюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, т.е. предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? Понятно, что в этом случае какие-то инвестиционные проекты останутся на бумаге, кто-то из бюджетников снова не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте будут лататься за счет образования дыр в других местах. Другое дело - бюджет бездефицитный, а еще лучше, если он с профи­цитом, т.е. с превышением доходов над расходами. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы. Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы.

По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды могут быть в виде 2 групп:

- внебюджетные фонды социального назначения и в числе их такие как: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования;

- внебюджетные фонды межотраслевого, отраслевого характера и территориального назначения.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов довольно внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов федерального бюджета. Внебюджет­ные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в пол­ном объеме. Согласно законам РФ внебюджетные фонды запрещено использовать для финансирования органов власти и управления, а также иных государственных струк­тур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Скажем, пенсии должны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звенообщегосударственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централи­зованные фонды государства. Государственный кредит пред­ставляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выс­тупает в основном как заемщик средств, а также кредитор и гарант.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Операции государства в качестве кредитора, т.е. когда государство представляет ссуды или гарантии юридическим и физическим лицам, незначительны. Однако в последнее время финан­сирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило более широкое развитие. Необходимость государственного кредита свя­зана с опережающим темпом роста государственных расходов по срав­нению с возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расхо­дов бюджетов всех уровней. Очевидно, что в условиях рыночной эконо­мики, тесной взаимосвязи реализации денежно-кредитной и финансо­вой политики, традиционное представление о системе звеньев государ­ственных финансов должно быть расширено и в современном понимании системы финансов включать в нее и систему Центрального банка РФ.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. В рыночной экономике в отличие от существовавшей у нас ранее командно-административной системы, когда социальные гарантии, пусть и на низком уровне, но существовали и были стабильными, а страховое дело было построено на началах государственной монополии, роль страхо­вания резко возрастает. Дело в том, что в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать прилич­ных размеров пенсию и т.д.

Страхование, является важным средством формирования инвестиционного потенциала страны. Ведь страховой денежный фонд страховых компаний - это временно свободные деньги, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т.д. В западных странах страховые компании - это финансовые гиганты, владеющие сотнями миллиардов долларов. Что касается фи­нансовой емкости российского страхового рынка, то она пока весьма мала, а потому страховыекомпании России еще не стали существенным источником инвестиции в экономику.

Финансы организаций различных форм собственности обслуживают процесс создания и распределения ВВП и НД. Это их состояние определяет сте­пень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами. Рентабельно работает предприятие, крепко стоит на ногах - и бюджету хорошо, по­скольку есть с кого брать налог. Убыточно предприятие, продукция на рынке не идет, нет на счетах денег - и казне плохо. Что взыщешь с убытков? Такое предприятие само нуждается в финансовой помощи.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это - реальный сектор экономи­ки. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных отношений:

- отношения, связанные с образованием уставного фонда и распределением доходов;

- отношения, связанные с договорными обязательствами с другими предприятиями (распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

- отношения, складывающиеся у предприятий со страховыми организациями, различ­ными страховыми фондами;

- отношения с банками (ссуды, погашение процента, пени и т.д.);

- отношения с государственным бюджетом (налоги и другие обязательные платежи, отчисления);

- отношения с вышестоящими структурами.

В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение при­были. Государство заинтересовано в прибыльной работе и стремиться создать благопри­ятные условия для успешного развития ими предпринимательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: