У кого то больше нарушена познавательная сфера у кого-то эмоциональная

ЗПР церебрального происхождения. Чаще всего. Имеются органические нарушения минимальной мозговой дисфункции. Самый тяжелый вид. Отклонения в эмоционально-волевой и познавательной сферах. Органическая недостаточность НС. Нарушение менее грубое.

ЗПР психогенного генеза. Не у каждого ребенка неблагоприятные условия воспитания способны вызвать такие изменения. Но если он еще и предрасположен то длительные неблагоприятные условия приводят к сдвигам в нервно психической сфере. Есть разница при гепер и гипоопеке и психотравмирующих условиях.

Год Штраус и Летинен - описывали детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция). Незначительное минимальное органическое поражение мозга. Указывали что имеются стойкие трудности обучения, неадекватное поведение, но сохранны интеллектуальные возможности.

За рубежом таких детей изучать начали раньше.

ЗПР проявляется в пониженном общем запасе знаний и ограниченности представлений и малой интеллектуальной целенаправленности.

В детском возрасте замедленный темп психического развития встречается чаще чем недоразвитие. И диагноз ЗПР ставят к концу дошкольного возраста или при поступлении в школу.

Задержанное психическое развитие

ЛК 3 03.05.2012

Самооценка меняется у таких детей. В детстве и началке она завышена, нормализуется к средней и потом снова завышена как компенсация.

Интеллект развивать очень долго и трудно.

Ретардация психогенного реагирования

Опытный психиатр может и в раннем возрасте поставить УО, но с возрастом заметно больше

1г – перцепция, моторное развитие

Ранний возраст – самообслуживание, речь

Дошкольный – игра манипулирование и подражание, ролевые трудны, общение со сверстниками страдает, счет, чтение.

Таким образом при дизонтогенезе по типу недоразвития наблюдается асинхрония между физическим и психическим развитием, мышлении и др псих процессами. По лебединскому 0 обе координаты - и снизу вверх и сверху вниз. То есть все нижележащие системы не получают нужных воздействий со стороны более высоких уровней и следовательно задерживаются в своем развитии; базальные уровни не обеспечивают нужной информацией уровни более высокого порядка. Недостаточно формируюются межуровневые взаимодействия. Двойной удар.

Плохо дифференцируют цвета, формы, размер, тонкость слуха (фонематика). Недостаточность интеллекта не дает развиться низшим функциям и наоборот. Монтессори развивала сенсорику. А выготский был за интеллект. Все заменяется развитием памяти – это проще как правило. Они тупо все выучивают.

(экспериментыДе Грефе – давал задание три кружка: ты учитель и друг, нарисуй веревочку и самая длинная у того, кто самый умный и кто менее умный – короткая. Самую длинную у себя и короткая самая у учителя. Выготский критиковал интерпритацию. Самооценка тут мб компенсацией на оценку окружающих – как защита.)

Спорное понятие – вроде ввела Сухарева или дефектологи в 60 годах. Суть в том, что все таки в советской психологии 60 годов в результате исследования детей с трудностями развития. Эти дети вроде были и не УО и не норма.

Джаспер указал, что интеллектуальная недостаточность при ЗПР вторична.Обусловлена нарушением предпосылок интеллекта – памяти, внимания, речи, эмоционально волевых качеств.

Сухарва выделила формы нарушения интеллектуальной деятельности как задержка темпа психического развития. Певзнер рассматривала ЗПР так же не в рамках УО. Она предложила классификацию, но она на фиг не нужна.

*ИНФАНТИЛИЗМ

Классификация Лебединской:

ВАРИАНТЫ ЗПР ПРИЧИНЫ ЗПР
ЗПР конституционального генеза Гармонический, психический и психофизический инфантилизм
ЗПР соматогенного происхождения Длительные хронические заболевания
ЗПР психогенного происхождения Неблагоприятные условия воспитания
ЗПР церебрально-органического генеза Раннее органическое поражение ЦНС

При ЗПР конституционального происхождения: эмоционально волеваясферана более ранней ступени развития. Непосредственны, повышенный фон настроение, игровая деятельность трудно при поступлении в первый класс. Неусидчивы. Личностная незрелость. Им можно давать знания в игровой форме.

ЗПР соматогенного происхождения. Может быть при длительной соматической недостаточности (хронические инфекции, аллергии, пороки). Тормозится их развитие стойкой астенией, резко снижающей общий и психологический тонус и это затрудняется реализацию интеллектуального потенциала. Задержка эмоционального развития – гиперопека, неуверенность, робость.

ММД – нарушение школьной адаптации, гипердинамический синдром. 1 и 3 блоки мозга. Снижать тонус тренировать произвольность.

При ЗПР в принципе другая структура нарушения нежели при олигофрении. Нарушены предпосылки мышления: речь, память, внимание, пространственный генез, темп и переключаемость психических процессов.

ЗПР церебрально-органического генеза имеют 2 группы – с преобладающими нарушениями каждой из сфер.

ЗПР с преобладанием явления органического инфантилизма ЗПР с преобладанием нарушений познавательной деятельности
На ЭЭГ черты незрелости биоэлектрической активности мозга, незрелость подкорковых структур На ЭЭГ признаки незрелости сочетаются с очаговыми патологическими изменениями электрической активности в теменно-височных и базально-лобных отделах
Интеллектуальный критерий (тест Векслера) суммарные данные в пределах возрастной нормы, но были низкие результаты по некоторым вербальным субтестам Основные показатели в промежуточной зоне между ОУ и нормой. Низкие показатели и по вербальным и по невербальным субтестам. Общий интеллектуальный показатель резко снижен
Нейропсихологический критерий: Марковская, Лебединский, Никольская провели нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР обеих групп по трем параметрам:
  1. Недостаточность динамичности организации психических функций. Нарушение тонуса, подвижности, устойчивости – соответствует блокам мозга.
  2. Парциальная недостаточность отдельных корковых функций (гнозиса, праксиса, речи)
  3. Недостаточность регуляторных процессов, обеспечивающих программирование, контроль психических процессов
1 БЛОК МОЗГА
Низкий психический тонус, повышенная истощаемость, недостаточная автоматизация движений и действий. Мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций. При исследовании тонкой моторики и динамическогопраксиса – трудность автоматизации движений. При графических проба х –тремор, макро и микрография по причине истощаемости. Более грубые динамичные нарушения – повышенная лабильность и истощаемость перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений.
2 БЛОК МОЗГА
Трудности механического запоминания Первичнаядефицитарность некоторых корковых функций. Трудности восприятия усложненных вариантов предметов и букв (проба на зрительныйгнозис). Проба на праксис – персеверации при переключении с одного действия на другое. Недостатки пространственного праксиса, плохая ориентировка право-лево, зеркальность написания букв, трудность различения сложных графем. Расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухо-речевой памяти. Трудности построения разговорной фразы, сниженная речевая активность.
3 БЛОК МОЗГА
Регуляторные функции нарушены в звене контроля. Нарушение регуляции в звене контроля и программирования.
ВИДЫ ПОМОЩИ (Марковская)
Организация внимания и контроля, актуализация мотива деятельности. Необходимо организовывать речевой контроль (вводить речевой отчет), организовывать отсроченный ответ, давать знания в игровой форме, включать эмоциональную стимуляцию Коррекция интеллектуальных трудностей – расчленение программы ан отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа заданий. Отработка речевой формулы программы и ее совмещение с предметнымдействим.

Инертность – это «тормоз».

Персеверации – это повторяющееся что-то.

Важно выявить иерархию нарушения, причину и построить прогноз путем нейропсихологической диагностики. Парциальная недостаточность корковых функций. Иерархия обратная – снизу вверх.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: