Сущность некоторых личностно ориентированных технологий

Виды личностно ориентированных технологий.

Рассмотрим технологии, в наибольшей степени удовлетворяющие принципам личностно ориентированного образования.

Диалогические методы обучения. К ним относятся групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции.

Личностно ориентированные игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры.

Тренинговые технологии: тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг.

Создание интегративных личностно ориентированных технологий: диагностирующие семинары-тренинги, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни.

Мониторинг профессионального развития.

Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Технология модульного обучения основана на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать (Т.И.Шамова).

Наиболее обстоятельно технология модульного обучения разработана П.Ю.Цявичене. По ее мнению, сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной мерой помощи) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.

Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

Модульная программа представляет собой особый класс учебно-консультационных материалов.

Структуру модуля можно представить следующим образом:

1. Учебные цели.

2. Детальное оглавление модуля (содержит указание всех рубрик любой степени важности, а также таблиц, схем, диаграмм, помещенных в текст учебных элементов модуля, что позволяет использовать модуль в качестве не только учебного, но и справочного пособия).

3. Краткое содержание модуля.

4. Учебные элементы модуля.

5. Тексты, кейсы, упражнения по материалу модуля.

6. Библиографический список из 10-15 доступных изданий.

7. Глоссарий.

Использованию материалов модуля в целях обучения лучше всего соответствует формат рабочей тетради.

Технология «Методе проектов» - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Одной из инновационных технологий в образовании является технология case-study («кейс-стади»), используемая практически всеми бизнес-школами мира в обучении будущих менеджеров применять теоретические знания на практике.

К практической реализации данной теории относятся: обучение на рабочем месте, наставничество, коучинг, тьютерство, обучение в аудитории методом кейсов.

Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: