Виды личностно ориентированных технологий.
Рассмотрим технологии, в наибольшей степени удовлетворяющие принципам личностно ориентированного образования.
Диалогические методы обучения. К ним относятся групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции.
Личностно ориентированные игровые технологии: дидактические, деловые, ролевые игры.
Тренинговые технологии: тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг.
Создание интегративных личностно ориентированных технологий: диагностирующие семинары-тренинги, проектирование сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни.
Мониторинг профессионального развития.
Деловая игра - имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
|
|
Тренинг (англ. training от train - обучать, воспитывать) - метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
На тренинге используются следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.
Мозговой штурм - один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил - сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Технология модульного обучения основана на парадигме, суть которой состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать (Т.И.Шамова).
Наиболее обстоятельно технология модульного обучения разработана П.Ю.Цявичене. По ее мнению, сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно (или с определенной мерой помощи) достигает конкретных целей в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
|
|
Модульная программа представляет собой особый класс учебно-консультационных материалов.
Структуру модуля можно представить следующим образом:
1. Учебные цели.
2. Детальное оглавление модуля (содержит указание всех рубрик любой степени важности, а также таблиц, схем, диаграмм, помещенных в текст учебных элементов модуля, что позволяет использовать модуль в качестве не только учебного, но и справочного пособия).
3. Краткое содержание модуля.
4. Учебные элементы модуля.
5. Тексты, кейсы, упражнения по материалу модуля.
6. Библиографический список из 10-15 доступных изданий.
7. Глоссарий.
Использованию материалов модуля в целях обучения лучше всего соответствует формат рабочей тетради.
Технология «Методе проектов» - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Одной из инновационных технологий в образовании является технология case-study («кейс-стади»), используемая практически всеми бизнес-школами мира в обучении будущих менеджеров применять теоретические знания на практике.
К практической реализации данной теории относятся: обучение на рабочем месте, наставничество, коучинг, тьютерство, обучение в аудитории методом кейсов.
Кейс - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.