Профессионализация личности педагога профессионального обучения

Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения. Профессиональная карьера

Профессионализация - термин, введенный для обозначения педагогически регулируемого процесса профессионального становления личности, формирования рабочего-профессионала в условиях профессионального образования.

В настоящее время профессионализм педагога рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем - профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект).

Профессионализм - приобретенная в ходе учебной и практической деятельности способность к конкретному выполнению оплачиваемых функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определенном занятии, соответствующий уровню сложности выполняемых задач.

Профессионал - лицо, избравшее какое-либо постоянно оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями.

Становление настоящего профессионала и его профессионализм закономерно сопровождается личностно-профессиональным развитием специалиста.

Личностно-профессиональное развитие, по мнению В.А. Сластенина - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях.

По мнению А.К.Марковой, в структуру личности профессионала входят: мотивация (направленность личности и ее виды); свойства личности (способности, характер и его черты, психические процессы и состояния); интегральные характеристики личности (самосознание, индивидуальный стиль, креативность как творческий потенциал).

Решающим признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

В профессионализации личности большая роль отводится профессиональному самосовершенствованию и работе над собой. Опыт работы над собой составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально психологических особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Содержанием профессионального самовоспитания должны стать профессионально важные и значимые качества личности. Основой самовоспитания служит самосознание, или Я-концепция, то есть устойчивая система представлений человека о самом себе, на основе которой он формирует самооценку и строит свое взаимодействие с другими людьми.

Процесс профессионального самовоспитания осуществляется в три этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие.

Профессиональное самопознание предполагает выявление особенностей волевого развития, волевой сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Процесс самопрограммирования изменений в своей личности представляет материализацию собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности. Педагог разрабатывает программу самовоспитания. Наряду с программой самовоспитания можно составить план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).

Средства и способы самовоздействия разнообразны и зависят от особенностей личности и конкретных условий. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксация), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение. Арсенал методов самовоздействия разнообразен: самоанализ, самонаблюдение, самопринуждение, самоконтроль, самоодобрение, самонаказание, самоактивизация и др.

К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания относят педагогический коллектив, стиль руководства школы и фактор свободного времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: